Весёлая ярмарка!

№ 146 

(Познавательно-игровой досуг для детей 2-й младшей группы)

 

Равия КАЛИМУЛЛИНА,

воспитатель Семиозерского детского сада«Айгуль» Высокогорского района

 № 146 

Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками.

Задачи:

— помочь детям научиться замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

— закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки);

-учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цвета, передавать свое отношение к рисунку.

— развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию;

— воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Ход досуга.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

— Ребята, к нам в группу сегодня пришло  много гостей. Они хотят узнать, чем же мы с вами занимаемся в детском саду? (гуляем, кушаем, спим, играем…)

— Конечно, вы и гуляете, и спите, и, конечно же, играете! А с какими игрушками вы любите играть? (машинки,  кубики…)

— В нашей группе очень много разных игрушек, с которыми вы играете. А есть и такие игрушки, на которые можно любоваться и восхищаться их красотой. Это игрушки, сделанные руками мастеров.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

— Сейчас мы с вами  попадём в мир дымковских игрушек. У этих игрушек такое интересное название, потому что они все  родились в селе Дымково и поэтому они все чем-то похожи друг на друга, как братья и сёстры.

На игрушки мы посмотрим,

И про них мы всё запомним!

Воспитатель начинает показ слайдов

— Вот и первая игрушка! Как она называется? (Лошадка)

— Какого цвета лошадка? (белая)

— Какими узорами она раскрашена? (кружочками, точками)

Воспитатель читает стишок.

Вот какой конек красивый –

тонконогий, пышногривый.

— А это что за игрушка? (козлик)

— Чем козлик похож на лошадку? (дети сравнивают)

— Чем отличается козлик от лошадки? (У козлика есть рожки и бородка)

— А как вы думаете, что у козлика на ножках? (штанишки)

Воспитатель читает стишок.

Вот какой забавный козлик.

Бока крутые, рога золотые,

копытца с оборкой.

— Дальше посмотрим. А это что за игрушка? (утка)

—  Какими узорами украшены крылышки у утки? (линиями, клеточками)

— А какого цвета шапочка на утке? (красного)

Воспитатель читает стишок.

Утка Марфутка бережком идёт,

Уточка Марфуточка купаться ведет!

— Посмотрите ребята, а это что за игрушка? (индюк)

— Какого цвета узоры у индюка? (красного, желтого, зеленого)

Воспитатель читает стишок.

Индюк сказочно красив,

он напыщен, горделив!

— Давайте еще раз скажем, как же называются все эти игрушки? (дымковские)

Воспитатель спрашивает детей, кому, какая игрушка понравилась.

— Все игрушки необыкновенно красивы.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор.

— Ребята, как вы думаете, где ещё можно увидеть дымковские игрушки? (в магазине, на ярмарке)

Предлагаю вам, ребята,

Зря здесь время не терять!

Мы отправимся сейчас же

Все по ярмарке гулять.

— Там мы сможем увидеть дымковские игрушки и, конечно же, поиграть и повеселиться.

Ну что, поспешим на ярмарку? (Да!)

Воспитатель предлагает детям встать со стульчиков, проводит физкультминутку (слова сочетаются с движением)

Мы можем весело шагать

По тропе волшебной!

На двух ногах скакать,

Руками весело махать,

Смотреть по сторонам кругом,

На ярмарку бежать бегом

Воспитатель и дети «прибегают» на ярмарку. Воспитатель надевает платок на голову, обращается к детям.

Добро пожаловать на нашу ярмарку – свистунью!

На работы мастеров  посмотреть,

да своё уменье показать!

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением дымковских игрушек.

Мы по ярмарке гуляли

И картинки увидали!

На картинки посмотри,

Кого видишь – назови!

— Кого видите на картинке? (матрёшку) Здесь веселая матрешка, неуклюжая немножко!

— А кто на другой картинке? (петушок) Петушок, петушок, золотой гребешок!

—  А кто нарисован на последней картинке? (козлик) Козлик весело идёт, бородой своей трясёт.

Воспитатель обобщает высказывания детей.

— Что нарисовано на всех этих картинках? (игрушки)

— Это картинки, с народными игрушками. А картинки можно не только рассматривать, с ними можно играть. Поиграем в игру «Чего не стало?»

Воспитатель напоминает детям ход игры.

— Закройте ладошками глаза. Я спрячу одну картинку, а вы отгадайте, какой картинки не стало.

Дети закрывают глаза.

— Раз, два, три, чего не стало — назови!

Игра повторяется 3 раза.

— Какие вы молодцы. Вы были очень внимательны. Давайте продолжим нашу прогулку. Дети и воспитатель под музыку переходят к другому столу.

Мы по ярмарке гуляли

И немного заскучали!

Чтобы стало веселее

Мы начнём игру скорее!

— Что вы видите на этом прилавке? (платочки)

— Для чего лежат платочки? Наверно, чтобы наши девочки нарядились!

Воспитатель надевает на девочек платочки.

— Ай, да красавицы, ай, да матрёшки! Одна другой краше!

-А это, что? (ложки)

— Нам и ложки пригодятся!

Воспитатель раздаёт ложки мальчикам.

Если ложками стучать

Так и хочется плясать!

— Предлагаю немного поиграть. Девочки у нас будут матрешками, а мальчики будут играть на деревянных ложках.

Исполняется танец «Матрешки».

— Мы так весело играли и нисколько не устали! Ну что, отправимся дальше?

Дети и воспитатель под музыку переходят к  столу с дымковскими игрушками.

Мы по ярмарке гуляли

Да игрушки повстречали!

Они веселы и ярки,

Словно к празднику подарки!

— Вы узнали наших старых знакомых? (да)

— Как называются все эти игрушки? (дымковские)

Возьмём игрушки на показ

И поведём о них рассказ!

— Нужно взять игрушку и рассказать про неё то, что знаете.

Дети берут по одной игрушке и читают стихи.

После чтения стихов, воспитатель обращает внимание на красоту игрушек.

— Все игрушки непростые, а волшебно расписные. Эти игрушки сделаны руками мастеров. А я хочу вам предложить тоже стать художниками, которые раскрашивают дымковские игрушки. Для этого нам нужно отправиться в художественную мастерскую.

Воспитатель и дети под музыку переходят к центру творческой деятельности.

— Посмотрите, что здесь на полочке стоит? (игрушки)

— А что же не хватает на этих игрушках? (узора)

— Возьмите ту игрушку, какую бы вы хотели раскрасить.

Дети выбирают игрушки и садятся за столы.

— Художникам в мастерской надо много трудиться. Давайте перед работой сделаем зарядку для пальчиков.

Проводится пальчиковая гимнастика.

— А теперь внимательно посмотрите на свои игрушки. Как вы думаете, что надо нарисовать сначала? (глаза)

— Конечно, у всех дымковских игрушек есть глаза. Чем можно нарисовать глаза? (ватными палочками)

— Я приготовила для вас вот такие ватные палочки. Если коснуться легонько палочкой до головы игрушки – вот так, то получаться аккуратные глазки.

Воспитатель осуществляет наглядный показ.

— Чем можно нарисовать на игрушках круги? (кисточкой, карандашом, пальчиком)

— Конечно, для рисования можно использовать всё, что хотите. А если ничего нет под рукой, то можно рисовать и пальчиком. Вот так… (показ).

В ходе самостоятельной деятельности детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

— Какие вы, ребята, молодцы! Вы настоящие художники. Какие яркие и красивые игрушки у вас получились. Давайте возьмем наши игрушки и поставим их на полочку.

Дети размещают игрушки на полочке.

— Ребята, как хорошо мы с вами потрудились. И теперь я хочу предложить вам покататься на веселой карусели.

Карусель на лентах алых

Приглашает деток малых!

Проводится игра «Карусель»

Ай, да карусель!

Нас так быстро закружила,

Радость детям подарила!

— Наша прогулка по ярмарке подошла к концу. Что вам больше всего запомнилась? (высказывания детей)

Ярмарка весёлая

Закончилась сейчас!

Но мы сюда вернёмся,

Ребята, в другой раз!

Дети уходят с ярмарки, прощаются с гостями.