РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

№ 146

Эльмира ЗАКИРОВА,

Валентина СЕРГЕЕВА,

Наталья ЗИБАРЕВА,

воспитатели детского сада №61 г. Казани

Все началось с появлением в нашей группенеобычного, неординарного воспитанника, который задавал многочисленные вопросы, стремился решать задачки днем и ночью, выдвигал интересные предположения и в целом, отличался креативностью. Таким образом, проработав в детском саду более 26 лет, мы пришли к выводу, что не сможем утолить его жажду к знаниям, если не начнем работать иначе, по-новому.

На этом этапе мы осознали, что в программах детского сада катастрофически не хватает творческих, но реальных задач. А те, которые существуют направлены на тренировку мозга и не затрагивают эмоциональную сферу личности. Поэтому решение сложившейся проблемы мы нашли в технологии технического творчества ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), созданной в середине 20 века изобретателем, инженером, писателем-фантастом Г.С. Альтшуллером.

Изобретательские задачи всегда одержат противоречие, а значит тайну и загадку. Такие тайны вызывают интерес дошкольников к усвоению нового, усиливают интеллектуальную активность, а сам процесс обучения приносит психологическое удовлетворение. Ведь еще Альберт Энштейн говорил: «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, — это ощущение таинственности».

ТРИЗ создает для дошкольников ситуацию успеха, потому что в итоге они всегда получают какой-либо продукт. Изобретательские задачи имеют множество вариантов решения, причем не всегда можно определить, какое из них является наиболее удачным. В этом случае многое зависит от условий, в которых решение будет использовано. Поэтому, каждое новое решение ребенка – его собственное изобретение, которое в свою очередь, способствует повышению его самооценки. Изобретательские задачи не оставляют равнодушными никого – они увлекают и взрослых, и детей.

Предлагаем решить такую задачу:

«Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»

Обычно дети отвечают, что на черного зайца легче охотиться лисе, что его хорошо видно на снегу. Что теперь ему только под землей надо жить, или там, где вообще нет снега, а только черная земля… А гулять ему лучше ночью или жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.

Дети освоившие азы ТРИЗ видят «тайну двойного», противоречия. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

  • корректируется первоначальная формулировка задачи;
  • строится модель;
  • определяются имеющиеся вещественно-полевые ресурсы;
  • составляется ИКР (идеальный конечный результат);
  • выявляются и анализируются физические противоречия;
  • прилагаются к задаче смелые, креативные преобразования.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если дети задают вопросы, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, следует спросить, что они сами об этом думает. Пригласить их к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы дети сами нашли ответы. Если же дети не задают вопросов, тогда педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит детей в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Задача легкая! Но столкнувшись всего с одной изобретательской задачей, мы узнали следующие новые понятия:

  • ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
  • ИКР – идеальный конечный результат.
  • ВП – возникшее противоречие.
  • ИП − изобретательский прием.

ТРИЗ называют технологией творчества, наукой сильного мышления. Авторы ТРИЗ благодаря многолетнему практическому опыту, пришли к выводу, что творчеству можно учить и для этого не обязательны врожденные способности. Практически любой человек, при желании, может стать изобретателем и научиться творчески мыслить. Но лучше начинать как можно раньше, с дошкольного возраста.

ТРИЗ – это кладезь материалов с реальными проблемами и методами осознанного овладения мыслительными операциями. Это позволяет успешно их применять для развития творческого мышления в детском саду.

Главная цель ТРИЗ – научить увидеть противоречие, сформулировать и разрешить его. Противоречие – двигатель развития науки, техники, общества.

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход на базе объективно действующих законов развития систем.

Какие условия необходимы для внедрения ТРИЗ в детском саду?

Использование методов и приемов ТРИЗ на любом занятии делает его интересным и познавательным. Обучение же ТРИЗ предпочтительно в режиме свободной деятельности детей: в процессе игр, приема пищи, прогулок, что позволяет заниматься небольшими группами. Наиболее эффективно интегрировать ТРИЗ с другими образовательными программами, преподнося материал под неожиданным углом и выделяя возможность его практического применения. Все это я осуществляю в рамках авторской программы «Теория решения изобретательских задач».

В основе используемых в ТРИЗ – педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод,что сближает эту технологию с развивающим обучением. Освоив и внедрив внашу педагогическую практику проблемные и проектные технологии,мыпришлик выводу, что пора попробовать и ТРИЗ. Решая с воспитанниками разнообразные изобретательские задачки мне удалось выделить среди них детей, которые умеют нестандартно и креативно мыслить. Продолжая работать с ними индивидуально, у нас получались интересные исследовательские проекты. Все это позволило увеличить количество детей с повышенным уровнем внутренней мотивации к освоению новых знаний.

Используя в работе элементы ТРИЗ важно учитывать следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющемдействии предоставить ребенку право выбора.
  • Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможностьработать с открытыми задачами (не имеющими единого правильногорешения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
  • Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включатьпрактическую деятельность.
  • Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  • Принцип идеальности — творческие задания не требуют специальногооборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Смысл всех принципов заключается в следующем: любое действиехарактеризуется не только получаемой от него пользой, но и вложениями сил, нервов, времени.

Одной из ключевых проблем в преподавании ТРИЗ является воспитание у детей активной жизненной позиции: мир не только познаваем, но изменяем собственными силами. Такой подход определяет различные направления внедрения ТРИЗ. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

ТРИЗ в детском саду – это не инновационная, модная технология, а необходимость. Развитие воображения, творчество крайне необходимо начинать с дошкольного возраста. ТРИЗ побуждает детей задумываться над стилем жизни, даст представление о том, как выходить на творческий режим, помогает в выборе целей и поиска способов их достижения.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что ТРИЗ – технология может быть использована в любом виде детской деятельности. Она формирует большое количество умений и навыков, поэтому эффективна. ТРИЗ формирует опыт деятельности, что незаменимо в работе с одаренными воспитанниками.

 

Библиографический список

  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: Детскаялитература, 1984.
  2. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательскоготворчества. // Вопросы психологии. — 1956. — № 6. — С.37-49.
  3. Альтшуллер Г.С. Активизация человеческого фактора в учебно-воспитательном процессе. — М.: изд. «Знание», 1987. — С. 46-62.
  4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2009, с. 28