Проблемно-диалогическая технология в обучении

№ 145

(Мастер-класс)

Валентина КИРИЛЛОВА,

учитель русского языка и литературы лицея-интерната (школа для одаренных детей) города Буинска

Я говорю вам всем,  здравствуйте!

И с улыбкой встречаю всех.

Мастер-класс мы начнем. Вы участники.

Только с вами меня ждет успех.

Итак, мой мастер-класс посвящен технологии проблемного диалога в обучении. Сам по себе диалог подразумевает взаимодействие, общение. Я готова к диалогу. А вы? Чтобы это выяснить, я прошу вас выполнить мое задание. Возьмите стикер и напишите одну ассоциацию, которая отвечает на вопрос «Я – сейчас». Это может быть существительное, прилагательное, словосочетание. Например «Я – артист на сцене».

Итак, вы готовы к диалогу?

Я сегодня в роли ведущего мастер-класса поставила цель: показать вместе с вами приемы и методы, которые помогают мне достигать  мастерства в работе.

Зачем вы здесь? Замечательно.

Я обращаю ваше внимание к теме мастер-класса «Проблемно-диалогическая технология».

— Что это за технология?

— Давайте, посмотрим, отрывок из кинофильма «По секрету всему свету».

— Как вы думаете, какую технологию иллюстрирует данный отрывок: традиционную или проблемную?

— Мне интересно, как вы определили? (Рассуждения участников мастер-класса)

— Выполните  одно задание. Из предложенных символов создайте модель технологии проблемного диалога в обучении.

Вопрос фокус-группе:

— Что получилось? Кто желает представить свою модель?

Ответы участников

Основателем технологии проблемного диалога является Елена Леонидовна Мельникова. Она считает, что эта технология является противоположной технологии традиционного обучения.

Проблемно-технологическая технология  предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания.  Также она дает развернутый ответ на вопрос как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, так как  обеспечивает высокое качество знаний.

В словосочетании «Проблемный диалог» первое слово означает, что на этапе изучения нового материала должны быть проработаны 2 звена: постановка проблемы и поиск решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока.

Поиск решения – это этап формирования нового знания.

Слово диалог означает, что постановку проблемы и поиск решений ученики осуществляют в ходе выстроенного диалога.

Различают 2 вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных реплик.

На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие и сформулировали проблему. На этапе поиска решений учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет систему вопросов и заданий, где развивается логическое мышление учеников.

На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы урока. На этапе поиска решений он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новым знаниям.

Также на ПД уроках учитель может сообщить тему урока, используя метод «сообщение темы с мотивирующим приемом». Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (яркое пятно), либо приемом «актуальность». Иногда оба приема используются одновременно.

А сейчас выполним практическое задание.

— Разберите слова по составу (раздаём карточки)
ВАЗОЧКА, ЯБЛОЧКО, БЕЛОЧКА, БАБОЧКА
Разобрали.
— Какое было задание? (разобрать по составу)
— Какие получились результаты? Все ли разобрали одинаково?
— Чем они интересны?
(Все слова немного похожи (существительные); во всех словах есть -ОЧК-; не везде –ОЧК- — это суффикс. Если не сказали об этом, задать вопрос: одной ли морфемой является –ОЧК- во всех словах?)
         — Проблемный вопрос: Какие у вас были основания для выделения морфем?
Прошу вас выдвинуть свои варианты, гипотезы:
Подобрать однокоренные слова.
Найти слово, от которого образовано данное слово.
Есть уменьшительный суффикс -ОЧК- , и мы смело можем его выделять (если не назвали этот пункт, задаю вопрос: помните ли вы значение суффикса -·ОЧК-?)
Комментарии:
— На данном этапе вы выдвинули несколько гипотез. Проверим, верны эти гипотезы или нет.
Проверим гипотезу – подобрать однокоренные слова:
Возьмём слово «бабочка». Попробуйте подобрать однокоренные слова. Нет такой возможности.
Вывод: не для всех слов можно подобрать однокоренные слова, следовательно, гипотеза о том, что именно подбор однокоренных слов является основанием для выделения морфемы -ОЧК-, неверна.
Проверим гипотезу: есть такой суффикс -ОЧК-, который смело можно выделять во всех словах.
Для примера возьмём слово «бабочка». Подберите к данному слову форму с уменьшительным значением. Нет такого.
Значит, гипотеза неверна.
Третья гипотеза – нужно подобрать слово, от которого образовалось данное. Найдите образующее слово к слову «бабочка». Такого слова нет.
Мы можем сделать промежуточный вывод:
Если нет образующего слова, то основу слова членить не нужно. Всё слово является корнем. Суффикс -ОЧК- входит в основу слова.
А если искомое слово есть? Как поступить? Например, слово «вазочка». Какое слово является образующим, от какого слова образовалось?(ваза)
Следовательно, -ОЧК- является какой морфемой? (суффиксом)
Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести словообразовательный разбор.
Вывод. Итак, мы разобрали один из основных этапов урока в проблемно-диалоговом обучении.

— Выберите одну из высказываний (на экране), которые подходят к сегодняшней  встрече.

Мастер-класс подошел к концу. Я прошу вас выполнить задание, с которого мы начинали наш с вами диалог. Возьмите стикеры и напишите одну  ассоциацию, которая отвечает на вопрос «Я – сейчас». Это может быть существительное, прилагательное, словосочетание. Например «Я-воздушный шар». Зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось.

Я благодарю всех, кто участвовал в мастер-классе. Свой мастер-класс я хочу закончить словами польского писателя Яна Рыбовича…

Да напиши ты хоть сотни книжек,

Отхвати хоть «Планету», хоть «Нобелевку»,

При том, что тебе ежедневно будут внушать,

Что в мастерстве ты достиг предела.

Хоть ты лопни, хоть ты тресни,

Приходит новый день,

Ты просыпаешься, завариваешь чай,

Садишься перед чистым листом.

С абсолютно пустой головой,

И все начинаешь сначала,

С абсолютного нуля.

И это и есть суть Творчества.

Я желаю всем творить, двигаться вперед и получать от этого удовольствие!