Поиграем с Акбаем
№ 143
(Занятие с использованием УМК в средней группе)
Гелюся ГАТАУЛЛИНА,
воспитатель детского сада № 402 г. Казани
Цель. Повторить и закрепить пройденный материал по татарскому языку на тему «Семья».
Задачи:
воспитательные: воспитывать усидчивость, старательность и интерес к занятиям;
развивающие: совершенствовать диалогическую речь: продолжать учить участвовать в беседе, отвечать полными предложениями на поставленные вопросы, развивать умение понимать татарскую, разговорную речь;
образовательные: расширять словарь детей, совершенствовать диалогическую речь.
Ход занятия
I. Организационный момент
(Дети заходят в зал и встают полукругом.)
Дети. Здравствуйте! Исәнмесез!
Гости. Здравствуйте! Исәнмесез!
Воспитатель. Рәхим итегез, кунаклар! Исәнмесез!
Гости. Исәнмесез!
Воспитатель. Хәлләрегез ничек, балалар?
Дети. Әйбәт. Рәхмәт.
Воспитатель. А сейчас спросим у наших гостей как у них дела на татарском языке.
Дети. Хәлләрегез ничек?
Гости. Әйбәт, рәхмәт.
II. Основная часть
(Стук в дверь.)
Воспитатель. К нам кто-то пришел.
Дети. Кто там?
Воспитатель. Спросим на татарском языке.
Дети. Кем бар анда?
Акбай. Хау-хау, бу – мин – Акбай.
Дети. Эт – Акбай.
Воспитатель. Это – Акбай, наш любимый герой. Акбай разговаривает на татарском языке. Позовем Акбая к нам.
Дети. Акбай, кил монда.
Воспитатель. Акбай мне рассказал, что принес нам игру. Он очень любит играть, только вот в эту игру играть не умеет.
Не расстраивайся, Акбай, мы с ребятами поиграем с тобой, и ты научишься играть. Ребята, поможем Акбаю?
Дети. Да, әйе. (Акбай что то шепчет воспитателю.)
Воспитатель. Ребята, Акбай что-то хочет сказать мне на ушко. (Наклоняется к Акбаю. Потом детям говорит.) Акбай хочет, чтобы мы рассказали о себе. Конечно, мы тебе расскажем. Дети, посмотрите, Акбай принес волшебный мяч, туп, он нам и поможет. Я вам кину мяч и спрошу: «Син кем?», «Ты кто?». Вы назовете свое имя. (Проводится игра «Син кем?»)
Дети. Мин – Полина, кыз бала. Мин – Артём, малай и т. д.
(Дети садятся.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите какой красивый дом. А мы сейчас узнаем кто в этом доме живет и пригласим их в дом.
– У вас под стульчиками лежат картинки с изображением членов семьи, возьмите их.
– Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру и превратиться в членов большой и дружной семьи. («Әйе, юк»)
– Син кем?
– Син кызмы?
Дети. Әйе, мин – кыз. Мин – бабай … (әби, әти, әни, кыз, малай).
Воспитатель. Позовем его.
Дети. Бабай … (әби, әти, әни, кыз, малай) кил монда.
Воспитатель. Син бабаймы?
Дети. Юк, мин – малай (и т. д)
Воспитатель. Ребята, еще раз посмотрите какая большая дружная семья. Семья по-татарски будет «гаилә». (Обращает внимание на дом и на детей.)
– Молодцы, дети, мы узнали, кто в этом доме живет.
– Ребята, давайте поиграем в пальчиковую игру «Гаилә».
Бу бармак – бабай,
Бу бармак – әби,
Бу бармак – әти,
Бу бармак – әни,
Бу бармак – кыз.
Бу бармак – бабай,
Бу бармак – әби,
Бу бармак – әти,
Бу бармак – әни,
Бу бармак – малай.
Воспитатель. Ребята, поиграем в игру «Кого нет?» («Кем юк?»). (Воспитатель прячет одну или несколько картинок, дети отгадывают.)
А сейчас нашей большой дружной семьей посадим арбуз (игра).
Дети.
Кояш, чык, болыт, кач.
Без уйнарбыз җылыткач!
III. Заключительная часть
Воспитатель. Молодцы, ребята! Как хорошо мы с вами сегодня поиграли. Спасибо вам. Кому мы сегодня помогли?
Дети. Акбай.
Воспитатель. А кому можно об этом рассказать? Полина, ты кому расскажешь? (Ответы детей.)
Воспитатель. Акбаю понравилось с нами играть. И он принес вам подарки.
Дети. Рәхмәт.
Воспитатель. Но, к сожалению, нашим гостям и Акбаю пора с нами прощаться. Давайте, попрощаемся с ними. Сау булыгыз!
Дети. Сау бул, Акбай! Сау булыгыз!