В зоопарке
№ 142
(Оздоровительно-игровой массаж с артикуляционной гимнастикой)
Лилия САТТАРОВА,
учитель-логопед I квалификационной категории детского сада № 314 г. Казани
Наталья АНИСИМОВА,
инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории детского сада № 314 г. Казани
Задачи:
– развивать координацию движений;
– развивать способствовать ориентироваться в пространстве;
– расширить знания детей о диких животных;
– содействовать приобретению навыков положительных взаимоотношений в двигательной деятельности;
– поддерживать интерес к здоровому образу жизни;
– формировать умение снимать мышечное напряжение с помощью игрового массажа;
– развивать творческое воображение;
– вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата;
– развивать подвижность языка, губ;
– развивать умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитола, диск Е.С.Железновой «Аэробика», мягкие модули, небольшое ручное зеркало и поднос по количеству детей.
Ход занятия
(Дети сидят на ковре, рядом стоят мягкие модули и около каждого ребенка лежит на подносе ручное зеркало. Во время игрового массажа дети располагаются парами друг за другом, один из воспитанников делает массаж напарнику, после они меняются местами. Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед небольшим ручным зеркалом (примерно 9*12 см), взрослый находится напротив детей, лицом к ним.)
Инструктор. Здравствуйте, ребята! На адрес нашего детского сада пришло видеописьмо. Хотите посмотреть? (Ответы детей.)
Директор зоопарка пишет, послушайте: (Слайд № 1 – «Зоопарк»)
Наш веселый зоопарк
Принимает дошколят!
Приезжайте к нам, друзья,
Без животных ведь нельзя!
Всех ребяток очень просим:
Вы животных охраняйте,
И зверят не обижайте!
Приглашаю вас в волшебную страну, которая принадлежит только животным и детям. Как вы думаете, что это за страна? (Ответы детей.)
Наш зоопарк такой большой, что его трудно обойти пешком. Для животных в них есть пруды, бассейны, луга и даже детский сад для молодняка. Вот в такой зоопарк мы сегодня и отправимся. Хотите?
Зоопарк такой большой,
Что его не обойти.
Сядем с вами мы в автобус –
Ехать лучше, чем идти.
Согласны?
(Дети садятся друг за другом на мягкие модули.)
Песенка-игра «Автобус» (Диск Е.С.Железновой «Аэробика»)
Инструктор.
Первым рано утром пришел дворник. (Слайд № 2 – «Дворник»)
Дворник быстро все подмел
И порядок весь навел.
Попробуем показать работу дворника.
(«Мести» расслабленными пальцами вдоль спины.)
Логопед (улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым – подметаем. Упражнение выполняется 5 – 8 раз). (Слайд № 3 – «Индюк» )
Гордо перья распушил,
Висячим носом удивил.
На всех смотрит свысока,
Вы узнали … (индюка).
Индюки всех нас встречают
И с приездом поздравляют.
Клювами щелкают,
Крыльями хлопают.
Чаще всего индюки не летают, а передвигаются по земле. Но скрываясь от врага, некоторые виды этой птицы могут и взлететь.
Наши руки, словно крылья индюка, похлопали ими.
(Дети выполняют хлопки ладошами по всей спине.)
Логопед. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл-бл…» – индюк подает голос. (Слайд № 4 – «Слон»)
Слон тихонечко идет,
Великан не устает.
Ноги ставит аккуратно,
А потом идет обратно.
Несмотря на огромные размеры, слон может передвигаться бесшумно. У него мягкие подошвы ног, которые под массой слона как бы пружинят. Можно ничего не услышать, если в нескольких метрах позади пройдет слон.
Наши кулачки – это массивные ноги слона.
(Легко и ритмично постукивать кулачками по всей спине.)
Логопед. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «хоботочком». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. (5 раз) (Слайд № 5– «Крокодил» )
Грозный крокодил лежит
И добычу сторожит.
Осторожнее, ребятки,
Уносите быстро пятки.
Представляете, в пасти крокодила 80 зубов, у него самый мощный укус среди хищников. Лучше от крокодила убежать, покажите, как будут работать наши пальчики. (Перебирают пальчиками по спине снизу вверх.)
Логопед. Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5 – 10 секунд (5 раз). Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь – зубы крокодила. (Слайд № 6) – «Зебра»)
Очень зебры все похожи
Но рисунок разный все же –
По окраске зебру – мать
Могут малыши узнать!
У каждой зебры полосатый узор на теле уникален и точно такого больше нет ни у одной зебры.
Покажем, какие полоски на ее теле. (Ребрами ладоней выполняют движения от центра спины вправо-влево «пилим».)
Логопед. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (зебра цокает копытами). (Слайд № 7) – «Жираф»)
Самое высокое
Животное планеты,
Имеет шею длинную,
Хранит свои секреты.
Шубка у жирафа
Хороша, приятна.
До чего красивы
На той шубе пятна.
Работники зоопарка фотографируют отдельные участки тел жирафов (чаще всего шею) для того, чтобы различать их, ведь пятнистый узор у каждого свой.
(Выполняют хлопки попеременно ладошками, сложенными «ковшиками».)
Логопед. Рот закрыт. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку – пятна у жирафа. (Слайд № 8) – «Змея»)
Ш-ш-ш, – шипела нам змея –
Познакомьтесь, это я.
Здесь, на камнях, за стеклом,
Мой змеиный тёплый дом.
Это – самая быстрая змея в мире – черная мамба. Ее средняя скорость – 11 км в час, это скорость быстро идущего человека. Змея эта ядовита.
Попробуем ее изобразить. (Провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх волнообразными движениями.)
Логопед. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта, выполняем 5 раз – язык змеи. (Слайд № 9 – «Обезьяна»)
Обезьян во всей красе
В зоопарках видят все.
По деревьям и лианам
Любит прыгать обезьяна.
Хвост ей самый лучший друг
Вместе с ним, у ней пять рук!
Некоторые виды обезьян имеют настолько развитый хвост, что только на его кончике они могут выдержать собственный вес. (Выполняют указательными пальцами обеих рук рисунки в виде спиралей по всей спине.)
Логопед. Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд (5 раз) – обезьяна строит рожицу.
Инструктор. Ребята, скажите мне, пожалуйста, а каких еще жителей мы можем встретить в зоопарке? (Ответы детей.) Попробуем с вами их изобразить.
Музыкальная игра «Танцующий зоопарк»
(Инструктор показывает слайд, а после дети изображают это животное и в конце замирают. Все танцуют как медведи (пингвины, павлины, тигрята…)
1 – 2 – 3! 1 – 2 – 3!
А теперь тебя снимают,
Улыбнись и замри! (Повтор игры – 5 – 6 раз.)
Логопед.
В зоопарке побывали
О животных все узнали.
Накормили, поплясали,
И нисколько не устали.
А теперь, детвора,
В группу нам идти пора.
(Все дети говорят речевку и выходят из зала.)
Мы с животными – друзья.
Вместе мы – одна семья!