Увлекательный мир математики

 № 141

(Внеклассное мероприятие для учащихся V класса)

Ильназ МАЛИКОВ,

учитель математики I квалификационной категории Актанышской кадетской школы-интерната им. Героя Советского Союза Хасана Заманова

Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Необходимым условием успешного преподавания является стимулирование, которое призвано привлечь учащихся к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. На уроках математики я постоянно стараюсь включать в учебный процесс увлекательные задачи.

Цель. Повышение познавательного интереса к предмету математики.

Задачи:

образовательные:закрепить знания детей по математике;

развивающие:

– способствовать развитию смекалки, эрудиции, умение быстро и чётко излагать свои мысли;

– способность развития кругозора учащихся, математической речи и грамотности;

– способствовать развитию творческой деятельности учащихся, логического мышления;

воспитательные: воспитывать культуру математического мышления, уверенность в себе, взаимовыручка.

Формируемые универсальные учебные действия:

личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее на уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход внеклассного мероприятия

Учитель. Добрый день, ребята! Как вы думаете с каким предметом связаны слова «транспортир, калькулятор»? (Математика) Поднимите руку, кто любит этот предмет! Я приглашаю вас в увлекательный мир математики. Вам потребуется смекалка, находчивость и быстрота.

У вас на столе даны карточки с номерами. Вы будете их использовать при ответе на вопросы. Если необходимо указать двузначное число, показываем две карточки с цифрами. Например, если показываем число 31, поднимаем карточку 3 и 1.

У нас сегодня будут соревноваться 5 команд. (Учащиеся рассажены на 5 групп по 6 человек.)

Я предлагаю жеребёвку на выбор названия команды. (Заранее подготовлены названия команд для жеребёвки: знатоки, умники, эрудиты, интеллект, чемпионы). (1 мин.)

Определите капитана команды! Капитан команды будет поднимать карточки, записывать ответы на листочках и подходить за бонусом.

Вам предстоит посетить несколько загадочных полян с головоломками. В добрый путь, ребята!  

1-я поляна – «История математики»  

Учитель. Вам предлагаются вопросы из истории математики.

Вопросы:

– Этому инструменту 220 лет.  

1) транспортир; 2) линейка; 3) циркуль.

– Математик, который ввел знак деления.

1) Йоханн Ран; 2) Гаусс; 3) Пифагор.

– В каком году была введена единица длины метр?

1) 1791; 2) 1891; 3)1619.

– В каком веке появился знак «=»?

1) XVIII век; 2) XV век; 3) XVI век.

– Какая цифра была введена последней?  

1) 9; 2) 0; 3) 1.

2-я поляна – «Определения»  

Учитель. Поднимаем карточки с номерами ответов.

– Часть прямой ограниченная с одной стороны.

1) отрезок. 2) прямая. 3) луч.

– Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения одинаковы.

1) пирамида; 2) куб; 3) цилиндр.

3-я поляна – «Ребусы»

Учитель. Перед вами даны ребусы, которые необходимо решить. Ответы пишем маркером на листочке и показываем по команде.

Периметр

Пример

Знаменатель

Степень

4-я поляна – «Логика»

Учитель.  Ответ составляем из цифр карточек и показываем.

1. У бабушки есть гуси и кролики. У них вместе 25 голов и 58 лапок. Сколько гусей у бабушки? (21 гусей)

2. У Марзии апы 5 дочерей, и у каждой дочери  есть один брат. Сколько всего детей у Марзии апы? (6 детей)

3. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5 птиц)

4. Ско́лькō у́шек у трёх мо́дных стару́шек? (6 ушек)

5-я поляна – «Считалка»  

Учитель. Мы попали на поляну смекалки. От вас требуется внимательность и быстрота ума. Ответ составляем из цифр карточек и показываем.

Сколько карандашей на этой фотографии?

Ответ: 72 (18х4).

 

6-я поляна – «Гимнастика»  

Учитель. А теперь небольшая гимнастика для глаз.

Перед вами чёрно-белые полоски. Что ещё можно увидеть на картинке? Ответы пишем маркером на листочке и показываем по команде.

Так как мы на поляне гимнастики, вы должны выполнить определённое движение, чтобы увидеть кто там спрятался.

 

Подсказка. Чтобы  увидеть, достаточно помотать головой влево-вправо.

Ответ: кот.

7-я поляна – «Числа»

Учитель. Какое число нужно поставить вместо знака вопроса? Ответ составляем из цифр карточек и показываем.

 

Ответ: 18.

8-я поляна – «Загадка»

Учитель. Ответы пишем маркером на листочке и показываем по команде.

1. Углы́ рису́ю и квадра́тики

Я на уро́ке … (математики).  

2. Я – тире в грамматике,

А кто я в математике? (Минус)

3. Отрезки, прямые

Черти с ней скорей-ка!

Поля без труда

Проведет вам … (линейка). 

4. Знает это целый мир:

Угол мерит … (транспортир). 

Заключительная часть. Рефлексия  

Учитель. На какой поляне вам больше всего понравилось? Поднимаем руку на понравившейся поляне.

Ну, вот и подошло наше соревнование к завершению. Подведем итоги. Считаем бонусы и показываем количество номером карточки. (Победители награждаются грамотами.) Мы очень интересно провели время вместе. Все старались! Молодцы! Желаю удачи в изучении математики.