Увлекательный мир математики
№ 141
(Внеклассное мероприятие для учащихся V класса)
Ильназ МАЛИКОВ,
учитель математики I квалификационной категории Актанышской кадетской школы-интерната им. Героя Советского Союза Хасана Заманова
Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Необходимым условием успешного преподавания является стимулирование, которое призвано привлечь учащихся к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. На уроках математики я постоянно стараюсь включать в учебный процесс увлекательные задачи.
Цель. Повышение познавательного интереса к предмету математики.
Задачи:
образовательные:закрепить знания детей по математике;
развивающие:
– способствовать развитию смекалки, эрудиции, умение быстро и чётко излагать свои мысли;
– способность развития кругозора учащихся, математической речи и грамотности;
– способствовать развитию творческой деятельности учащихся, логического мышления;
воспитательные: воспитывать культуру математического мышления, уверенность в себе, взаимовыручка.
Формируемые универсальные учебные действия:
личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее на уроке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход внеклассного мероприятия
Учитель. Добрый день, ребята! Как вы думаете с каким предметом связаны слова «транспортир, калькулятор»? (Математика) Поднимите руку, кто любит этот предмет! Я приглашаю вас в увлекательный мир математики. Вам потребуется смекалка, находчивость и быстрота.
У вас на столе даны карточки с номерами. Вы будете их использовать при ответе на вопросы. Если необходимо указать двузначное число, показываем две карточки с цифрами. Например, если показываем число 31, поднимаем карточку 3 и 1.
У нас сегодня будут соревноваться 5 команд. (Учащиеся рассажены на 5 групп по 6 человек.)
Я предлагаю жеребёвку на выбор названия команды. (Заранее подготовлены названия команд для жеребёвки: знатоки, умники, эрудиты, интеллект, чемпионы). (1 мин.)
Определите капитана команды! Капитан команды будет поднимать карточки, записывать ответы на листочках и подходить за бонусом.
Вам предстоит посетить несколько загадочных полян с головоломками. В добрый путь, ребята!
1-я поляна – «История математики»
Учитель. Вам предлагаются вопросы из истории математики.
Вопросы:
– Этому инструменту 220 лет.
1) транспортир; 2) линейка; 3) циркуль.
– Математик, который ввел знак деления.
1) Йоханн Ран; 2) Гаусс; 3) Пифагор.
– В каком году была введена единица длины метр?
1) 1791; 2) 1891; 3)1619.
– В каком веке появился знак «=»?
1) XVIII век; 2) XV век; 3) XVI век.
– Какая цифра была введена последней?
1) 9; 2) 0; 3) 1.
2-я поляна – «Определения»
Учитель. Поднимаем карточки с номерами ответов.
– Часть прямой ограниченная с одной стороны.
1) отрезок. 2) прямая. 3) луч.
– Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения одинаковы.
1) пирамида; 2) куб; 3) цилиндр.
3-я поляна – «Ребусы»
Учитель. Перед вами даны ребусы, которые необходимо решить. Ответы пишем маркером на листочке и показываем по команде.
Периметр
Пример
Знаменатель
Степень
4-я поляна – «Логика»
Учитель. Ответ составляем из цифр карточек и показываем.
1. У бабушки есть гуси и кролики. У них вместе 25 голов и 58 лапок. Сколько гусей у бабушки? (21 гусей)
2. У Марзии апы 5 дочерей, и у каждой дочери есть один брат. Сколько всего детей у Марзии апы? (6 детей)
3. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5 птиц)
4. Ско́лькō у́шек у трёх мо́дных стару́шек? (6 ушек)
5-я поляна – «Считалка»
Учитель. Мы попали на поляну смекалки. От вас требуется внимательность и быстрота ума. Ответ составляем из цифр карточек и показываем.
Сколько карандашей на этой фотографии?
Ответ: 72 (18х4).
6-я поляна – «Гимнастика»
Учитель. А теперь небольшая гимнастика для глаз.
Перед вами чёрно-белые полоски. Что ещё можно увидеть на картинке? Ответы пишем маркером на листочке и показываем по команде.
Так как мы на поляне гимнастики, вы должны выполнить определённое движение, чтобы увидеть кто там спрятался.
Подсказка. Чтобы увидеть, достаточно помотать головой влево-вправо.
Ответ: кот.
7-я поляна – «Числа»
Учитель. Какое число нужно поставить вместо знака вопроса? Ответ составляем из цифр карточек и показываем.
Ответ: 18.
8-я поляна – «Загадка»
Учитель. Ответы пишем маркером на листочке и показываем по команде.
1. Углы́ рису́ю и квадра́тики
Я на уро́ке … (математики).
2. Я – тире в грамматике,
А кто я в математике? (Минус)
3. Отрезки, прямые
Черти с ней скорей-ка!
Поля без труда
Проведет вам … (линейка).
4. Знает это целый мир:
Угол мерит … (транспортир).
Заключительная часть. Рефлексия
Учитель. На какой поляне вам больше всего понравилось? Поднимаем руку на понравившейся поляне.
Ну, вот и подошло наше соревнование к завершению. Подведем итоги. Считаем бонусы и показываем количество номером карточки. (Победители награждаются грамотами.) Мы очень интересно провели время вместе. Все старались! Молодцы! Желаю удачи в изучении математики.