Не узнать тебя, Казань!

№ 140

(Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста)

Алсу ГАРИПОВА,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории детского сада №314 г. Казани

Задачи:

– средствами художественного слова, легенд, народных игр знакомить детей с культурным наследием родного края;

– прививать интерес к истории и традициям родного края;

– знакомить с литературным и музыкальным наследием родного края;

– воспитывать любовь и чувство гордости к родному городу.

Ход ООД

(Дети забегают в зал под фонограмму песни Е.Солушко «Цвети, Казань» и выстраиваются в шахматном порядке. На центральной стене – экран с мультемедийными изображениями видов Казани.)

1-й ребенок.

Весь в деревьях утопает вечно юный город мой,

Красотой Казань сверкает, озарённая луной.

2-й ребенок.

За годом год растёт Казань,

Город юный и седой,

Летите вольные ветра

С этой песней над землёй.

(Исполняется «Песня о Казани» (муз. Е.Солушко. После песни дети садятся на стульчики, два ребёнка выходят на середину зала.)

3-й ребенок.

Город древних булгар, он богат стариной,

Шёл когда-то, Тукай по его мостовой.

Здесь дышал он, здесь жил, здесь творил и писал,

Здесь любимый свой край он в стихах воспевал.

(Звучит народная мелодия «Тәфтиләү» из балета Ф.Яруллина «Шурале». На экране мультимедиа – пейзаж леса.)

4-й ребенок.

Посмотрите, полюбуйтесь, лес со всех сторон густой,

Полон запахов прекрасных пряных воздуха настой.

Шире моря, океана лес простёрся на весь свет.

Словно войско Чингисхана ни конца, ни края нет.

В рощах липы, да берёзы, тьма грибов и щавеля,

Где кустарники – там розы, ярки от цветов поля. (Г.Тукай)

(Исполняется «Вальс цветов» – «Вальс» С.Сайдашева.)

Ведущий.

Много сказок и поверий ходит по родной земле,

И о джиннах, и о пери, и о страшных Шурале. (Г.Тукай)

(Звучит фрагмент из балета Ф.Яруллина «Шурале». Появляется Шурале. Исполняется «Танец Шурале».)

Шурале.

Детвора, меня не бойтесь, не влечёт разбой меня,

Просто на прогулку в город, нынче вышел я, друзья.

Побродил я по Казани и её я не узнал,

Сколько новых новостроек на пути я повстречал.

Баскет-Холл, Казань-Арена, стадионы, Аквапарк.

Чаша и Татнефть-Арена, изменился город как.

Что же странное творится в этом городе, друзья?

Не узнать теперь столицу, не узнать, Казань, тебя.

5-й ребенок.

Наш самый лучший город,

По-своему нам дорог,

По-своему прекрасен он для нас.

Горды мы без сомнения, что всем на удивление

Наш город Универсиадою порадовал всех нас.

6-й ребенок.

Казань – спортивный город, победами нам дорог,

Событиями разными радует гостей,

На Чемпионат по плаванию, футбольный, по профессиям,

Казань гостей встречала  из разных областей.

7-й ребенок.

Любимую Казань свою венчаем,

И на экскурсию по городу гостей всех приглашаем.

8-й ребенок. Шурале – наш друг лесов, прогуляться ты готов?

Шурале.

С удовольствием, друзья,

Прогуляюсь с вами я.

Ведущий.

Тогда поспешим поскорей,

А с песней в дороге ещё веселей.

(Исполняется песня «Радостный город» (сл. Г.Зайнашевой, муз. Л.Батыркаевой. Во время песни на центральной стене средствами мультимедиа – изображение достопримечательностей Казани.)

Ведущий.

Сейчас мы подъезжаем к Ленинской дамбе.

Что за место, угадайте, в нашем городе, друзья?

Без внимания оставить нам его никак нельзя.

Это место, где так людно, удивляет нынче всех,

Там веселье, развлеченье, игры, радость, звонкий смех.

Дети. Это парк «Кырлай».

9-й ребенок. Этот парк, друг Шурале, нравится и взрослым, и детворе.

10-й ребенок. В «Кырлае» ждут всех без сомнения – игры, радость и веселье.

Шурале.

В этом чудном месте, в компании весёлых ребят,

Так и хочется с вами мне чуть-чуть поиграть.

11-й ребенок.

Что же, можно поиграть,

Только нужно не зевать.

В круг тебя мы приглашаем,

Сыграть в «Разяву» предлагаем.

12-й ребенок.

Нужно очень шустрым быть,

Чтоб «разявой» не прослыть.

(Предлагается татарская народная игра «Разява». Оставшийся без пары ребёнок, должен прочесть стихотворение.)

Шурале.

Я сегодня не скучал, с вами весело играл.

Жаль, но время расставаться,

В сказку нужно возвращаться.

Буду помнить вас всегда,

До свидания, друзья!

(Шурале уходит.)

Ведущий. Ну, что ж, а мы продолжаем экскурсию.

(Звучит фонограмма песни «Радостный город» (муз. Л.Батыркаевой.)

Ведущий.

Сейчас мы с вами проезжаем по дамбе.

Под нами река, а как называется она?

Дети. Казанка.

Ведущий.

Много легенд существует о том, как появилось название этой реки.

Одну из них мы сейчас расскажем.

Инсценировка (роли исполняют дети).

(Появляются всадники и хан Алтынбек. Исполняется татарская народная мелодия «Танец всадников».)

Алтынбек. О, как благословен этот край!

(Слуга стелет на полу ковёр, Алтынбек усаживается.)

1-й ребенок. Построили Булгары град, а вот назвать не знали как.

2-й ребенок. За водою как-то раз, бедняка послал богач.

3-й ребенок. Работник взял златой котёл, немедля он к воде пошёл.

4-й ребенок. А берег же у речки той, был высокий и крутой.

5-й ребенок. Нагнулся к речке, стал черпать, водицы, чтоб в казан набрать.

6-й ребенок. Но вдруг, увидел вдалеке, как девицы идут к реке.

(Исполняется танец с ведёрками «Бормалы су».)

7-й ребенок. Почти набрал воды, но вдруг, он выпустил казан из рук.

8-й ребенок. Бедняк воскликнул:

Слуга. Горе мне, златой казан утоп в реке. (Слуга подбегает к Алтынбеку.)

Слуга. О, Алтынбек, воды унесли золотой казан.

Алтынбек. На всё воля Аллаха.

(Алтынбек и слуга уходят.)

9-й ребенок. И речку эту, с тех-то пор, зовут Казанкою-рекой.

10-й ребенок. Гласит легенда: в честь реки, наш град Казанью нарекли.

Ведущий. Вот такая история. А совсем недавно побережье реки Казанки украсил огромный Казан – это современное здание Центрального ЗАГСа. Казанцы любят в праздники и будни встречать гостей у Чаши.

Посмотрите! На холме возвышается Кремль.

(На центральной стене – изображение Казанского Кремля и башни Сююмбике средствами мультимедиа. Звучит «Вокализ» С.Рахманинова.)

Ведущий.

Казанский Кремль выглядит не старым,

Вот, минарет – игла в его руке,

Тот минарет, конечно же, недаром,

С древнейших пор зовут Сююмбеке.

(Появляется царица Сююмбеке.)

Сююмбике.

Сколько веков прошло, а башня до сих пор прекрасна.

Спасибо жителям Казани, за то, что сохранили память о Сююмбике.

(Сююмбике исполняет песню «Әй, гүзәл Казан» (муз. Г.Шариповой). Сююмбике уходит.)

Ведущий. Богат наш город знаменитостями и героями. Они жили и творили в нашем городе. Среди них гордость татарского народа – Муса Джалиль. У подножья Кремля стоит памятник  великому  поэтому-герою. Ребята, а что вы знаете о Мусе Джалиле?

11-й ребенок. Муса Джалиль – поэт-герой, который отдал свою жизнь за родину в годы Великой Отечественной войны.

12-й ребенок. Муса Джалиль не дрогнул перед врагом, и даже во вражеском плену писал стихи, посвящая их своему народу.

Ведущий. За исключительную  стойкость и мужество, М.Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза. Его «Моабитская тетрадь» была удостоена высшей литературной награды – Ленинской премии. Вырвавшись из мрачных стен Моабитской тюрьмы, стихи Джалиля облетели весь мир. В чеканных строчках бьётся мужественное сердце поэта, звучит его  непокорённый голос.

(Звучит «Вокализ» С.Рахманинова.)

1-й ребенок.

Я песней клялся Родине. И если,

Грозит мне гибель – клятвы не придам!

О, Родина! Тебе отдал я песни.

О, мой народ! Я жизнь тебе отдам.

Учила песня до конца бороться,

Любить свободу, если ты джигит.

И жизнь моя как песня оборвётся.

И смерть моя как песня прозвучит. (Муса Джалиль)

Ведущий. А сейчас вашему вниманию композиция на стихи М.Джалиля «Красная ромашка».

(Показ музыкально-литературную композицию «Красная ромашка».)

Ведущий. И сегодня к памятнику Мусы Джалиля приходят множество людей, чтобы почтить память и возложить цветы.

Ну, что ж, продолжим нашу экскурсию. Недалеко от Кремля – Дворец спорта. Давайте заглянем туда и посмотрим выступление юных гимнасток, воспитанниц нашего детского сада.

(Гимнастическая композиция на темы татарских народных мелодий.)

Ведущий. Мы надеемся, что в скором будущем, наши юные гимнастки станут знаменитыми и будут радовать нас своими победами.

2-й ребенок.

Спортсменок наших здесь,

Пусть  грандиозный ждёт успех.

Аплодисментами поможем,

И так, экскурсию продолжим.

Ведущий. Заглянем в Дом татарской кулинарии.

Татарская кухня очень богата и разнообразна. Неплохо было бы сейчас, после долгой и увлекательной прогулки побаловаться чайком с национальными угощениями.

(Исполняется «Танец с пиалами» (тат. нар. мелодия). Дети выстраиваются полукругом. На подносах выносятся угощения, дети выстраиваются в шахматном порядке.)

3-й ребенок.

Казань велика и сильна своей бездонной силой,

Она свободна и вольна, приветлива счастлива.

4-й ребенок.

Её красу воспеть хотят художники, поэты,

По всему миру шлют они послание об этом.

5-й ребенок.

Талантом город наделён из древности идущим,

И путь его определён – великим и цветущим.

6-й ребенок.

Далёкий путь, могучий путь у праздничной Казани.

И пусть, в содружестве живут татары и славяне.

7-й ребенок.

Пускай меж наций грань сотрёт любовь, добро и дружба,

Казань – столица, пусть живёт, такая у неё служба.

(Исполняется песня «Цвети, Казань» (муз. Е.Солушко).