«Новогодние затеи»

№ 139

(Конспект интегрированного  занятия с использованием ИКТ на закрепление лексического минимума УМК «Говорим по-татарски»  для детей старшего дошкольного возраста)

Юлия КРАСНОВА,

воспитатель I квалификационной категории по обучению татарского языка детского сада №36 г.Бугульмы

 

Цели и задачи:

1.Формирование элементарных умений и навыков татарской устной речи и говорения в игровых и учебных ситуациях.

2.Закрепление пройденного лексического материала по теме “Овощи, посуда, счет, цвета”, а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных учебно-игровых ситуациях.

3.Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие.

4.Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу.

5.Продолжить знакомить детей с татарскими национальными орнаментами.

Оборудование:проектор, ноутбук, интерактивная доска,аудиозаписи (15-17треки)для детей 5-6 лет, демонстрационный и раздаточный материал.

Раздаточный материал:елочная игрушка, разрезанные готовые разноцветные трафареты татарских национальных орнаментов  из самоклеющейся бумаги.

Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, разработка слайдов, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песенно-танцевальной игры “Бар матурбакча”.

Словарная работа: узор, орнамент, тюльпан, колокольчик, лист, пион, гвоздика, трехлистник.

Ход занятия:

Дети заходят в кабинет татарского языка. На полу лежат чьи-то следы.

Воспитатель:

– Исәнмесез, балалар!( Исәнмесез.)

– Хәерле көн!( Хәерле көн!)

– Ничекхәлләрегез?(Әйбәт)

Воспитатель:

— Ой, пока нас не было, кто-то заходил в группу. Кто-то следы свои оставил. Ребята, кто бы это мог? Чьи эти следы?

(Ответы детей: сказочного героя, животных, зверей, великана.)

Воспитатель:  — Возможно!Возможно… Может кто-то узнает по следам? Не знаю, надо проверить. Как узнать? Может вы что предложите, ребята?

Дети:— Нужно пойти по следам!  Может встретимся с тем, кто оставил следы.

(Дети называют разные варианты. Останавливаемся на следах)

Воспитатель:   — Ребята, я принимаю ваше предложение .

Давайте пойдем по следам и отсчитаем сколько шагов сделал наш незнакомец!

Дети: — Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун.

(Ответы детей: 10 шагов).

Воспитатель:– Всё, следы закончились. Куда же они нас привели? И куда делся их хозяин?

(Включается интерактивная доска. Появляется Медведь).

Воспитатель: — Балалар, бу нәрсә?(Ответы детей).

Воспитатель:— Нинди аю?      (Ответы детей).

( Аудиозапись. С экрана говорит Медведь)

Аю:-Исәнмесез, балалар! Хәерле көн! Я к вам пришел за помощью. Скоро праздник. Какой ребята праздник? (Пауза)(Новый год). Я хочу приготовить  праздничное угощение и подарок для моей Машеньки. Помогите мне в этом.

Воспитатель:— Ребята, поможем Мише?    (Да).

Воспитатель:— Посмотрим какие продукты есть в запасах у Мишки для праздничного угощения, и что из них можно приготовить?

(На экране интерактивной доски выходят картинки овощейи фруктов)

Воспитатель:— Бу нәрсә? (кәбестә, алма, кыяр, суган, кишер, бәрәңге, банан, виноград).

Воспитатель:— Бу нинди алма? (кызыл, зур, тәмле, баллы)

Воспитатель:— Бу нинди кыяр? (яшел, зур, чиста, тәмле)

Воспитатель:— Балалар, монда ничә алма? ( өч алма).

Воспитатель:— Ребята, подумайте, и скажите что можно приготовить из этих продуктов?  (овощной салат, овощной суп, компот, сок, рагу).

Воспитатель:— Замечательно, предлагаю приготовить Маше овощной суп и компот из этих фруктов и овощей. Вы согласны? (Да)

Воспитатель:— Ребята, сейчас по одному подходите к интерактивной доске и перенесите овощи для супа в кастрюлю, а фрукты для компота в вазу.

(Дети проговаривают каждое предложение)

—  Я кладу в суп кишер. Кишертәмле, чиста, зур, сары.

— Я кладу в компот алма. Алма баллы, тәмле, кызыл, зур.

(Дети работают у доски.)

Воспитатель:— Молодцы! Как замечательно, что Медведь собрал такой богатый урожай,  и мы смогли сварить суп и компот для Машеньки.

Воспитатель:— Ребята, а вы знаете песню про огород и что растет в нем.Можете спеть ее Мишке?

(Физминутка.Дети поют и танцуют.)

Воспитатель:    — Ребятки, как вы думаете, угодили Мишке?

(На экране появляется Медведь, благодорит ребят. Зур рәхмәт.)

Воспитатель:— Ребята, а Мишка же еще что-то хотел для Машки сделать? (Подарок).

Воспитатель:— Как вы думаете, что бы понравилось Маше?

(Сувенир, одежда, конфеты, игрушка)

Воспитатель:— Какой бы подарок ей хотелось получить на Новый год?Без чего, ребята, Новый год не проходит?  (Ёлка)

Воспитатель:   А вот такую красивую елку нам оставил Мишка.

Только здесь, я думаю, чего-то не хватает на ней?  Как вы думаете? (Украшения).

Воспитатель:— Правильно.  Вот что есть у Мишки. (Показываю однотонные елочные украшения-шары).Что бы нам такое придумать, что бы шары стали ещё наряднее, необычней?      (Украсить)

Воспитатель:— Да, да, молодцы! А у нас ведь как раз есть, чем мы можем украсить.

Воспитатель:    — Смотрите какие разноцветные шары. Желающие можете подходить и стереть волшебными чернилами понравившийся шар.

(На итерактивной доске 5 разноцветных шаров. За ними элементы татарского национального узора.)

Воспитатель:   — Идем, Алена, какой шар тебе нравится больше? Какой из них ты хочешь стереть? Называй. (Я стираю зеленый шар. Яшел шар)

Воспитатель:    — Скажи, Алена, что у тебя получилось? (Лист – яфрак.)

Дети по одному подходят, называют цвет шара,ластиком стирают шар, появляется национальный узор – орнамент. И называют его. Лист – яфрак. Так работают до последнего элемента на доске)

Воспитатель:  — Орнаменты какого национального узора получились у вас? (Татарского)

Воспитатель:  -А вы хотели бы украсить такими же узорами ваши елочные украшения?   (Да)

Воспитатель:  — Тимур, каким узором ты хотел бы украсить свою игрушку?          (Пион – чалмабаш)

Воспитатель:   — А ты, Ева?     (Тюльпан – лалә)

Дети садятся за столы. Берут елочные шарики и заранее подготовленные орнаменты из самоклеющейся бумаги, приступают к работе.

Воспитатель:  — Какие красивые шары получились у вас! Молодец, Саша. Изумительно, Амира! Теперь можно и украсить нашу елочку. Повесьте,ребята свои шарики на елку.

Дети украшают елку.

Воспитатель:— Ах, какая нарядная ёлка получилась.(Да)

Воспитатель:     — Ребята, а что вы расскажете сегодня дома родителям? Что вам больше понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель:  — Вы такие же шары с украшениями можете делать дома с родителями.

А Мишка весело проведет Нровый год со своей Машенькой. Готовы и праздничное угощение и подарок для Маши. Мишка говорит вам большое спасибо.

(На экране появляется Медведь,благодарит ребят, поздравляет с наступающим Новым годом и прощается.)

Воспитатель: — Ребята, я тоже поздравляю вас и желаю вам, что бы ваши желания исполнялись и мечтыосуществлялись. Саубулыгыз!   (Саубулыгыз!)