«Новогодние затеи»
№ 139
(Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ на закрепление лексического минимума УМК «Говорим по-татарски» для детей старшего дошкольного возраста)
Юлия КРАСНОВА,
воспитатель I квалификационной категории по обучению татарского языка детского сада №36 г.Бугульмы
Цели и задачи:
1.Формирование элементарных умений и навыков татарской устной речи и говорения в игровых и учебных ситуациях.
2.Закрепление пройденного лексического материала по теме “Овощи, посуда, счет, цвета”, а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных учебно-игровых ситуациях.
3.Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие.
4.Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу.
5.Продолжить знакомить детей с татарскими национальными орнаментами.
Оборудование:проектор, ноутбук, интерактивная доска,аудиозаписи (15-17треки)для детей 5-6 лет, демонстрационный и раздаточный материал.
Раздаточный материал:елочная игрушка, разрезанные готовые разноцветные трафареты татарских национальных орнаментов из самоклеющейся бумаги.
Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, разработка слайдов, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песенно-танцевальной игры “Бар матурбакча”.
Словарная работа: узор, орнамент, тюльпан, колокольчик, лист, пион, гвоздика, трехлистник.
Ход занятия:
Дети заходят в кабинет татарского языка. На полу лежат чьи-то следы.
Воспитатель:
– Исәнмесез, балалар!( Исәнмесез.)
– Хәерле көн!( Хәерле көн!)
– Ничекхәлләрегез?(Әйбәт)
Воспитатель:
— Ой, пока нас не было, кто-то заходил в группу. Кто-то следы свои оставил. Ребята, кто бы это мог? Чьи эти следы?
(Ответы детей: сказочного героя, животных, зверей, великана.)
— Воспитатель: — Возможно!Возможно… Может кто-то узнает по следам? Не знаю, надо проверить. Как узнать? Может вы что предложите, ребята?
Дети:— Нужно пойти по следам! Может встретимся с тем, кто оставил следы.
(Дети называют разные варианты. Останавливаемся на следах)
— Воспитатель: — Ребята, я принимаю ваше предложение .
Давайте пойдем по следам и отсчитаем сколько шагов сделал наш незнакомец!
Дети: — Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун.
(Ответы детей: 10 шагов).
— Воспитатель:– Всё, следы закончились. Куда же они нас привели? И куда делся их хозяин?
(Включается интерактивная доска. Появляется Медведь).
— Воспитатель: — Балалар, бу нәрсә?(Ответы детей).
— Воспитатель:— Нинди аю? (Ответы детей).
( Аудиозапись. С экрана говорит Медведь)
Аю:-Исәнмесез, балалар! Хәерле көн! Я к вам пришел за помощью. Скоро праздник. Какой ребята праздник? (Пауза)(Новый год). Я хочу приготовить праздничное угощение и подарок для моей Машеньки. Помогите мне в этом.
— Воспитатель:— Ребята, поможем Мише? (Да).
— Воспитатель:— Посмотрим какие продукты есть в запасах у Мишки для праздничного угощения, и что из них можно приготовить?
(На экране интерактивной доски выходят картинки овощейи фруктов)
— Воспитатель:— Бу нәрсә? (кәбестә, алма, кыяр, суган, кишер, бәрәңге, банан, виноград).
— Воспитатель:— Бу нинди алма? (кызыл, зур, тәмле, баллы)
— Воспитатель:— Бу нинди кыяр? (яшел, зур, чиста, тәмле)
— Воспитатель:— Балалар, монда ничә алма? ( өч алма).
— Воспитатель:— Ребята, подумайте, и скажите что можно приготовить из этих продуктов? (овощной салат, овощной суп, компот, сок, рагу).
— Воспитатель:— Замечательно, предлагаю приготовить Маше овощной суп и компот из этих фруктов и овощей. Вы согласны? (Да)
— Воспитатель:— Ребята, сейчас по одному подходите к интерактивной доске и перенесите овощи для супа в кастрюлю, а фрукты для компота в вазу.
(Дети проговаривают каждое предложение)
— Я кладу в суп кишер. Кишертәмле, чиста, зур, сары.
— Я кладу в компот алма. Алма баллы, тәмле, кызыл, зур.
(Дети работают у доски.)
— Воспитатель:— Молодцы! Как замечательно, что Медведь собрал такой богатый урожай, и мы смогли сварить суп и компот для Машеньки.
— Воспитатель:— Ребята, а вы знаете песню про огород и что растет в нем.Можете спеть ее Мишке?
(Физминутка.Дети поют и танцуют.)
— Воспитатель: — Ребятки, как вы думаете, угодили Мишке?
(На экране появляется Медведь, благодорит ребят. Зур рәхмәт.)
— Воспитатель:— Ребята, а Мишка же еще что-то хотел для Машки сделать? (Подарок).
— Воспитатель:— Как вы думаете, что бы понравилось Маше?
(Сувенир, одежда, конфеты, игрушка)
— Воспитатель:— Какой бы подарок ей хотелось получить на Новый год?Без чего, ребята, Новый год не проходит? (Ёлка)
— Воспитатель: А вот такую красивую елку нам оставил Мишка.
Только здесь, я думаю, чего-то не хватает на ней? Как вы думаете? (Украшения).
— Воспитатель:— Правильно. Вот что есть у Мишки. (Показываю однотонные елочные украшения-шары).Что бы нам такое придумать, что бы шары стали ещё наряднее, необычней? (Украсить)
— Воспитатель:— Да, да, молодцы! А у нас ведь как раз есть, чем мы можем украсить.
— Воспитатель: — Смотрите какие разноцветные шары. Желающие можете подходить и стереть волшебными чернилами понравившийся шар.
(На итерактивной доске 5 разноцветных шаров. За ними элементы татарского национального узора.)
Воспитатель: — Идем, Алена, какой шар тебе нравится больше? Какой из них ты хочешь стереть? Называй. (Я стираю зеленый шар. Яшел шар)
— Воспитатель: — Скажи, Алена, что у тебя получилось? (Лист – яфрак.)
Дети по одному подходят, называют цвет шара,ластиком стирают шар, появляется национальный узор – орнамент. И называют его. Лист – яфрак. Так работают до последнего элемента на доске)
— Воспитатель: — Орнаменты какого национального узора получились у вас? (Татарского)
— Воспитатель: -А вы хотели бы украсить такими же узорами ваши елочные украшения? (Да)
— Воспитатель: — Тимур, каким узором ты хотел бы украсить свою игрушку? (Пион – чалмабаш)
— Воспитатель: — А ты, Ева? (Тюльпан – лалә)
Дети садятся за столы. Берут елочные шарики и заранее подготовленные орнаменты из самоклеющейся бумаги, приступают к работе.
— Воспитатель: — Какие красивые шары получились у вас! Молодец, Саша. Изумительно, Амира! Теперь можно и украсить нашу елочку. Повесьте,ребята свои шарики на елку.
Дети украшают елку.
— Воспитатель:— Ах, какая нарядная ёлка получилась.(Да)
— Воспитатель: — Ребята, а что вы расскажете сегодня дома родителям? Что вам больше понравилось? (Ответы детей)
— Воспитатель: — Вы такие же шары с украшениями можете делать дома с родителями.
А Мишка весело проведет Нровый год со своей Машенькой. Готовы и праздничное угощение и подарок для Маши. Мишка говорит вам большое спасибо.
(На экране появляется Медведь,благодарит ребят, поздравляет с наступающим Новым годом и прощается.)
— Воспитатель: — Ребята, я тоже поздравляю вас и желаю вам, что бы ваши желания исполнялись и мечтыосуществлялись. Саубулыгыз! (Саубулыгыз!)