Путешествие по родному краю. Город Казань

№ 138

(Для детей подготовительной группы)

Илсояр ШАЯХМЕТОВА,

воспитатель по родному языку I квалификационной категории детского сада «Теремок» Заинского района

Алия МУСТАЕВА,

старший воспитатель детского сада «Теремок» Заинского района

Цель: Создать условия для знакомства детей с достопримечательностями и историей города Казань.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить достопримечательностями города, гербом;
  • обогащать словарный запас.

Развивающие:

  • развивать связную, диалогическую речь;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к людям, живущим рядом, чувство уважения к ним;
  • воспитывать гордость за свою страну;

Словарная работа: экскурсовод, экскурсия, достопримечательности.

Интегрируемые образовательные области:

  • познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие; речевое развитие.

Методические приёмы: беседа, дидактическая игра, художественное слово, просмотр презентации.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация о городе Казань, селфи-палка, телефон, макеты достопримечательностей Казани, национальные куклы по количеству детей, кувшин папье-маше, элементы для аппликации, детские столы, мольберт, карта Казани с выделенными достопримечательностями, фотографии достопримечательностей Казани, магниты-смайлики, магниты с достопримечательностями по количеству детей.

Место проведения – музыкальный зал.

Введение.

(Под музыкальное сопровождение.)

Каждый город в России уникален, необычен по-своему. Родители мало ездят с детьми по стране, а значит, дети не видят всей её широты, мощи и уникальности. Мы сегодня  решили путешествовать с детьми, но не обычным путем. В путешествие мы приглашаем и наших гостей.

(Выход детей под музыку.)

Организационный момент.

 Воспитатель: – Исәнмесез балалар! Здравствуйте ребята! Я очень рада встрече с вами. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте, поздороваемся с ними  (здороваемся).

Воспитатель: Ребята, а какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, веселое.

Воспитатель: И у меня сегодня настроение очень хорошее. Ребята, посмотрите у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу).

(Дети передают друг другу клубок и в конце он превращается в букет.)

Воспитатель: А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало нашим клубочком? (Ответы детей.) Правильно, мы подарили ему нашу улыбку, вложили наше хорошее настроение, и он превратился в красивый букет. Ребята, а может, мы подарим наш букет гостям, пусть у них тоже будет хорошее настроение.

(Дарим букет жюри.)

Основная часть.

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в увлекательное путешествие  по городу Казань. Казань – это город с тысячелетней историей. Я буду вашим экскурсоводом, буду помогать вам во всем, показывать, рассказывать про наше путешествие. А вы будете туристами. (Экскурсовод – это специалист, который проводит экскурсию. Он, рассказывает о достопримечательностях города туристам.)

Воспитатель: Предлагаю вам внимательно меня слушать. Мы сегодня познакомимся с достопримечательностями города. А как вы думаете, что такое Достопримечательность ? (Ответы детей.)

Воспитатель: это знаменитые места, старинные здания, памятники, музеи, парки, храмы всё то, что гости города запоминают больше всего.

Воспитатель: На чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином…(Автобус)

Воспитатель: Правильно, мы, прокатимся по городу на автобусе. Давайте вспомним правила поведения в автобусе. Заходим по одному, не толкаемся, тихонько рассаживаемся, занимайте места на стульях, не шумим, не кричим, не мешаем водителю управлять автобусом.

(Дети рассаживаются в импровизированный автобус – на стулья согласно указанной цифре на билете и стуле.)

А чтобы убедиться, что мы никого не забыли, проверим по списку, все ли на месте.

Игра «Син кем?»

Дети стоят в кругу и передают мяч, задавая вопрос «Син кем?» и называют свои имена, тем самым происходит знакомство с детьми!

Воспитатель: А чтобы наша поездка стала веселее, мы с вами споем песню. Вы готовы. И так, повторяйте за мной.

(Вставить песню, на экране видеозаставка перемещение на автобусе.)

Мин барам, барам, барам

Казанга барам, барам.

Әйе шул, әйе шул

Казанга барам, барам. (Аудио диск, трек № 27 по УМК)

Воспитатель: Уважаемые туристы, наш экскурсионный автобус подъезжает к одному из самых красивых мест города.

Воспитатель: Посмотрите, какое интересное здание! Как вы  думаете, что это? (Ответы детей.)

Воспитатель: Это Иннополис, город будущего, где очень развиты компьютерные технологии. Здесь разрабатываются компьютерные игры. И сейчас я вам предлагаю поиграть в одну интересную компьютерную игру, которая называется «Умная шкатулка». Правила игры такие: шкатулка загадывает вам загадки, если мы их правильно отгадаем, то на экране появляется правильный ответ. Внимание на экран.

(На экране ИКТ игра «Умная шкатулка».)

Воспитатель: Ну, ребята, вы все молодцы, отгадали все загадки «Умной шкатулочки!

Воспитатель: Вам понравилось в Иннополисе? (ответы детей) Ребята вставайте ближе к друг другу, мы сейчас сделаем селфи на память.

Воспитатель: Наша экскурсия продолжается. Сейчас мы с вами попадем в удивительный мир театра. (Открыть макет театра.)

Воспитатель: Это театр кукол «Әкият», построенный в виде сказочного замка. Здание театра является популярной достопримечательностью нашей столицы. В этом доме чудес и сказочных представлений встречаются с героями своих любимых сказок, знакомятся с театральным искусством. И сейчас мы с вами познакомимся с куклами этого театра.

Воспитатель: Ребята, какие красивые куклы здесь живут. Выбирайте куклу, которая вам понравилась.  И вы превратитесь в актеров этого театра. Ребята, обратите внимание, наши куклы одеты в разные национальные костюмы. У Лены кукла в татарском национальном костюме и зовут ее Айгуль, у Сережи кукла в чувашском национальном костюме – Алман…….. ( пока одевают кукол, музыкальное сопровождение). А теперь когда мы с вами перевоплотились,   я вам предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ходит Маша». Вставайте в круг. Кукла Маша находится в центр круга, по словам песни, мы сейчас с вами пойдем по кругу, а Маша в это время выберет себе дружочка, как только она выберет дружочка, они вместе станцуют в центре круга,  а остальные дети хлопают в ладоши. Затем поменяем ведущего и проиграем еще раз.

  1. Ходит Маша, ходит Маша

Посреди кружочка, посреди кружочка

Ищет Маша, ищет Маша,

Для себя дружочка, для себя дружочка

Нашла Маша, нашла Маша

Для себя дружочка.

Воспитатель: А теперь пришло время вернуть куклы в театр и продолжить нашу экскурсию. Аккуратно снимаем и возвращаем куклы на свои места. Не забываем  сделать селфи на память.

Воспитатель: Мы находимся с вами в центре Казани. Обратите внимание, перед вами Национальный музей Республики Татарстан, один из старейших музеев России. А вы когда-нибудь были в музее? (Ответы детей.) А что вам  больше всего понравилось в музее?

Воспитатель: У нас сегодня появилась прекрасная возможность посетить музей. Но перед тем, как отправиться в музей, мы с вами  познакомимся с правилами поведения в музее:

1)                В музее нельзя громко разговаривать;

2)                В музее нужно внимательно слушать экскурсовода, и не перебивать его;

3)                Нельзя трогать руками музейные экспонаты, они очень древние и хрупкие;

4)                Нельзя бегать по музею, шуметь.

Воспитатель: И вот теперь, когда мы познакомились с правилами, отправляемся в музей.

(На экране слайды с экспонатами.)

Воспитатель: Музей собирает, изучает, хранит и показывает старинные предметы. Вот мы и в музее. Здесь собраны предметы старины многих народов. В музее можно увидеть, как жили люди в древности, познакомиться с предметами быта, увидеть одежду и украшения.

Воспитатель: Искусство наших народов живет несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы искусство передавалось из поколения в поколение. Сегодня вы прикоснулись к истории старинных вещей. Они постарались открыть вам маленькие тайны своего происхождения. Надеюсь, что вы будете уважительнее относиться к прошлому своего народа и гордиться умельцами, жившими в нашей стране. Всем нужно стараться научиться что-то делать своими руками, чтобы не утерялись секреты мастерства, и было что передать своим детям и внукам. А сейчас я вам предлагаю почувствовать себя мастерами народного промысла. И украсить вазу орнаментом татарского народа. Для вас я приготовила шаблоны орнамента, давайте вспомним с вами названия этих элементов.

(Показать и спросить.)

Тюльпан – ләлә;

Листик – яфрак;

А подсказку мы с вами видим на экране (фоновая музыка).

Аппликация

Воспитатель: Ребята, как красиво получилось! Видно, вы старались, всё выполнили аккуратно. У нас получилась чудесная ваза.

Воспитатель: А в вашем детском саду есть музей?

(Ответы детей.) Нет.

Вот эта ваза станет первым экспонатом в вашем будущем музее.

Воспитатель: А теперь ребята пришло время возвращаться в детский сад.

На экране появляется слайд с изображением детского сада.

Воспитатель:  Ребята попрошу вас занять свои места в автобусе. Отправляемся в путь домой.

(На экране видеозаставка перемещение на автобусе.)

Воспитатель: Вот мы и снова в нашем детском саду. Вам понравилась наша экскурсия?

(Ответы детей.)

Сегодня мы узнали много интересного о городе Казань. А что вам больше всего запомнилось? Какая  достопримечательность понравилась больше всего? Отметьте смайликом на карте.

(Ответы детей.)

А в память о нашем путешествии, я хочу подарить вам магнитики с достопримечательностями, которые сегодня мы с вами посетили.