Портрет современного учителя. Каков он?

№ 136

Алия ГАЛИЕВА,

учитель английского языка средней школы №1 г. Менделеевска

Основной вклад в качество современного  образования вносит учитель, а точнее его профессионализм и компетентность. Школа сегодня нуждается в образованных и квалифицированных специалистах, имеющих стремление к профессиональному росту и обладающих профессиональной мобильностью в условиях информатизации общества и развития новых технологий.

Личность ребенка  – слишком многогранное и уникальное понятие, чтобы её ценность определять только лишь уровнем усвоения программы. Ребенок может полноценно развиваться только тогда, когда даже не самые лучшие его способности увидены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно формируется адекватная  самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.

Особенность педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен иметь глубокие знания своего предмета, методикой его преподавания, психологией и педагогикой, обладать высоким уровнем культуры, знать приемы ораторского искусства, основы мониторинга, обладать большой эрудицией.

Дети 21 века настолько окружены вокруг себя  современными  гаджетами,  что обычные уроки для них явление скучное,  однообразное с низкой продуктивной деятельностью и  с дальнейшей потерей мотивации. Мы – как учителя  21 века должны не только сохранить интерес к своему предмету, но и обеспечить максимальную работоспособность учащихся на каждом уроке.

Ведение Федеральных  государственных образовательных стандартов, где инновационная деятельность играет немаловажную роль, является одним из решений данной проблемы. Мы, как учителя-практики, должны находиться в постоянном поиске чего-то нового и интересного, и увлекательного. В этом нам  может помочь  работа в творческих  группах  учителей, где разрабатываются и реализуются методические и дидактические материалы; анализируется передовая педагогическая литература, информация интернет – ресурсов.  Участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях и семинарах, открытые уроки и  мастер-классы   на различных уровнях способствуют  личному профессиональному росту. Обобщая опыт коллег и личное участие в данных мероприятиях, обогащает  методическую копилку.

Личность педагога – как человека  также является одной из составляющих понятия «одаренный педагог». Ему  необходимо быть человеком с активной жизненной позицией,    владеющим   информацией   о происходящих событиях в стране и мире;  о современных реалиях  жизни детей и подростков как  в России, так и за рубежом. Одна из задач поддержать нашу общественность, участвуя вместе с детьми в различных акциях, встречах, флешмобах, приуроченных к значимым событиям различного масштаба.

Для успешной реализации  себя, как учителя, воспитание в себе лидерских качеств имеет также огромное значение. Мы сможем  качественно учить других лишь тогда, когда сами будем  непрерывно развиваться, оставаясь всегда учеником. Работая в творческих  группах  учителей, необходимо  организовывать  практикумы  и тренинги  по развитию лидерских качеств, привлекая в помощь психологов. Учитель должен оставаться всегда лидером для окружающих, который сможет увлечь и повести за собой остальных.

Наши коллективы из года в год пополняются молодыми специалистами, которые нуждаются в опытных наставниках. Научить их- заинтересовать детей, увлечь уроком и сохранить желание учиться у своих подопечных – является одной из важнейших задач учителя-наставника. Я работаю с молодым учителем Зиннатуллиной Л.Ф., которая работает в школе второй год и нашим результатом является её творческий рост, совершенствование своих профессиональных навыков. Она является обладателем гранта « Наш новый учитель» и победитель муниципального тура конкурса профессионального мастерства « Учитель года» в номинации « Педагогический дебют».  Мы будем продолжать нашу совместную работу, организуя уроки — взаимопосещения коллег и участвуя в различных педагогических и методических конкурсах для достижения ещё более высоких результатов.

В заключение хотелось бы сказать,  что одаренный учитель в первую очередь  компетентный педагог,  обладающий определёнными профессиональными и личностными качествами. Наша работа в обычной массовой школе ежедневно сталкивает нас  с детьми разного уровня: одарёнными и отстающими, имеющие  проблемы со здоровьем  как  физические, так и  психологические.  Некоторые  из  которых имеют девиантное поведение, находятся в трудной жизненной ситуации и состоят на учёте в комитете по делам несовершеннолетних. Изучение передового педагогического опыта , постоянное обогащение своих знаний по психологии  и методики преподавания иностранного языка помогает  нам  найти личностный подход к каждому нашему  ученику.

P.S.  Далее планируется беседа с учителями  о понятии «одаренный педагог», используя свой личный опыт