Портрет современного учителя. Каков он?
№ 136
Алия ГАЛИЕВА,
учитель английского языка средней школы №1 г. Менделеевска
Основной вклад в качество современного образования вносит учитель, а точнее его профессионализм и компетентность. Школа сегодня нуждается в образованных и квалифицированных специалистах, имеющих стремление к профессиональному росту и обладающих профессиональной мобильностью в условиях информатизации общества и развития новых технологий.
Личность ребенка – слишком многогранное и уникальное понятие, чтобы её ценность определять только лишь уровнем усвоения программы. Ребенок может полноценно развиваться только тогда, когда даже не самые лучшие его способности увидены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно формируется адекватная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.
Особенность педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен иметь глубокие знания своего предмета, методикой его преподавания, психологией и педагогикой, обладать высоким уровнем культуры, знать приемы ораторского искусства, основы мониторинга, обладать большой эрудицией.
Дети 21 века настолько окружены вокруг себя современными гаджетами, что обычные уроки для них явление скучное, однообразное с низкой продуктивной деятельностью и с дальнейшей потерей мотивации. Мы – как учителя 21 века должны не только сохранить интерес к своему предмету, но и обеспечить максимальную работоспособность учащихся на каждом уроке.
Ведение Федеральных государственных образовательных стандартов, где инновационная деятельность играет немаловажную роль, является одним из решений данной проблемы. Мы, как учителя-практики, должны находиться в постоянном поиске чего-то нового и интересного, и увлекательного. В этом нам может помочь работа в творческих группах учителей, где разрабатываются и реализуются методические и дидактические материалы; анализируется передовая педагогическая литература, информация интернет – ресурсов. Участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях и семинарах, открытые уроки и мастер-классы на различных уровнях способствуют личному профессиональному росту. Обобщая опыт коллег и личное участие в данных мероприятиях, обогащает методическую копилку.
Личность педагога – как человека также является одной из составляющих понятия «одаренный педагог». Ему необходимо быть человеком с активной жизненной позицией, владеющим информацией о происходящих событиях в стране и мире; о современных реалиях жизни детей и подростков как в России, так и за рубежом. Одна из задач поддержать нашу общественность, участвуя вместе с детьми в различных акциях, встречах, флешмобах, приуроченных к значимым событиям различного масштаба.
Для успешной реализации себя, как учителя, воспитание в себе лидерских качеств имеет также огромное значение. Мы сможем качественно учить других лишь тогда, когда сами будем непрерывно развиваться, оставаясь всегда учеником. Работая в творческих группах учителей, необходимо организовывать практикумы и тренинги по развитию лидерских качеств, привлекая в помощь психологов. Учитель должен оставаться всегда лидером для окружающих, который сможет увлечь и повести за собой остальных.
Наши коллективы из года в год пополняются молодыми специалистами, которые нуждаются в опытных наставниках. Научить их- заинтересовать детей, увлечь уроком и сохранить желание учиться у своих подопечных – является одной из важнейших задач учителя-наставника. Я работаю с молодым учителем Зиннатуллиной Л.Ф., которая работает в школе второй год и нашим результатом является её творческий рост, совершенствование своих профессиональных навыков. Она является обладателем гранта « Наш новый учитель» и победитель муниципального тура конкурса профессионального мастерства « Учитель года» в номинации « Педагогический дебют». Мы будем продолжать нашу совместную работу, организуя уроки — взаимопосещения коллег и участвуя в различных педагогических и методических конкурсах для достижения ещё более высоких результатов.
В заключение хотелось бы сказать, что одаренный учитель в первую очередь компетентный педагог, обладающий определёнными профессиональными и личностными качествами. Наша работа в обычной массовой школе ежедневно сталкивает нас с детьми разного уровня: одарёнными и отстающими, имеющие проблемы со здоровьем как физические, так и психологические. Некоторые из которых имеют девиантное поведение, находятся в трудной жизненной ситуации и состоят на учёте в комитете по делам несовершеннолетних. Изучение передового педагогического опыта , постоянное обогащение своих знаний по психологии и методики преподавания иностранного языка помогает нам найти личностный подход к каждому нашему ученику.
P.S. Далее планируется беседа с учителями о понятии «одаренный педагог», используя свой личный опыт