Полезные ископаемые

№ 130

(Занятие познавательного цикла)

Елена ЗРЯЧЕВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №3 г. Казани

Задачи:

– познакомить детей с полезными ископаемыми;

– дать детям представления о  способах добычи полезных ископаемых;

– где  используются  в промышленности;

– развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности;

– учить, самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения и умозаключения;

– воспитывать познавательную активность, инициативность.

Активизация словаря: полезные ископаемые, гранит, железная руда, шахта, карьер.

Материал: коллекция горных пород, глина, магнит, песок, емкости для опыта, иллюстрации.

Ход занятия

  Воспитатель. Здравствуйте, дети! Как красиво у вас в группе. Я хочу с вами познакомиться, вы не против?  Смотрите, что у меня в руках.

Проводится игра «Познакомимся» с мячом.

Воспитатель. Много тайн хранит в себе наша планета. А что бы вы хотели бы узнать?

Воспитатель. А вы, знаете, ребята, наша земля богата полезными ископаемыми. Почему их так называют?»

– Да, ребята, чтобы ответить на ваши и многие другие вопросы люди отправляются в научные экспедиции.

То, что я вам принесла, тоже было привезено из одной такой научной экспедиции.

Воспитатель. Прошу вас подойти к следующему столу. Можете взять в руки потрогать, внимательно рассмотреть. Это коллекция горных пород различных камней.

Какие они, что вы можете о них сказать?

(Воспитатель показывает кусок магнита.)

– А еще там добывается железная руда из которой делают железо.

Обратите внимание: это магнит. Железо обладает одним очень интересным свойством: оно притягивается магнитом (другим минералом)

Опыт с магнитом (собери слово)

– Что еще мы с вами еще не рассмотрели в моей коллекции?

Глина добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры и осадочной горной породой, вымытой и образовавшейся из-за разрушения скал в процессе выветривания.

Возьмите в руки глину, потрогайте её помните, расскажите о своих ощущениях.

Опыт с глиной

Что прочнее камень или глина?

В ходе исследовательских действия камней и глины делают вывод.

Опыт с камнем и песком «Что быстрее тонет?

Две стеклянные колбы. Предлагается детям подумать, что быстрее утонет песок или камень. Проверяем предположения детей опытным путем.

Еще вы хотели узнать как добываются

полезные ископаемые:

1. Открытым (карьер) – так добывается, например, глина, песок.

2. Закрытым (шахты) – так добываются обычно горные породы.

А вот Саша задал вопрос: где все это используется?

Гранит, песок, железонезаменим в строительстве, Железо  используется во многих сферах жизни давайте вспомним вместе: в машиностроении, в быту, там где необходима прочность. А где используется глина? Для изготовления посуды, различных игрушек в косметологии, в медицине.

Ребята, сегодня, когда я приду в свой детский сад, я расскажу с какими любознательными детьми я сегодня познакомилась. А о чем вы расскажите своим друзьям, что нового вы сегодня узнали, что вам показалось интересно.. На прощание хочу вам подарить этот мяч. Хочу чтобы вы помнили что мы все должны беречь нашу землю.

 

 

 

 

Дети. Земной шар.

 

 

 

 

 

Предположительные ответ:

 

 

Что есть внутри?

Как добыть?

Для чего?

 

 

 

Ответы детей

На столе в коробках лежат образцы камней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположительные ответ:

 

 

 

 

 

 

 

Холодные, тяжелые, твердые

 

 

 

 

 

 

 

Обращаю внимание на глину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель подводит детей к выводу камень прочнее.

 

 

 

Вывод: камень тяжелее – тонет быстро, крупинки песка легче- оседают медленнее.

Воспитатель рассматривает иллюстрации.

 

Демонстрируются иллюстрации