Применение современных информационных технологий в коррекционной работе в детском саду

№ 129

Лилия КАМАЛОВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №214 г. Казани

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей  дошкольного возраста.

Необходимость её решения определяется:

во-первых тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте;

во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

ИКТ в образовании – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике.

Использование ИКТ на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНа:

– использование новых моделей компьютер;

– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5 – 10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

– проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 – 2 минуты на несколько секунд, включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Рассмотрим два основных направления использования компьютера учителем – логопедом:

– компьютер используется для ведения логопедической документации, обработки информации;

– использование компьютера в процессе коррекционной работы.

Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил.

Осознанное отношение ребенка к  своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация – одна из центральных задач в логопедической работе. Часто одного опыта владения методикой коррекции речи и желания логопеда не достаточно для успешного логопедического воздействия. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства.

Компьютер помогает в:

– развитии фонематического слуха;

– развитии слоговой структуры слова;

– развитии грамматического строя речи;

– обогащении словарного запаса;

– развитии связной речи;

– автоматизации поставленных звуков;

– при обследовании речи детей.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта и речи, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук.

Используя в своей деятельности ИКТ с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, логопед при этом решает следующие задачи:

– повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;

– формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;

– адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий   во время занятий с компьютерной программой;

– положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Таким образом, цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса:

– повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе;

–  активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно-моторной координации, познавательной активности.

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:

– индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;

– повышать интерес к обучению (мотивация);

– осуществлять дифференцированный подход;

– активизировать познавательную деятельность детей;

– эффективно отрабатывать навыки чтения;

– формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы:

– при объяснении (введении) нового материала;

– при закреплении;

– при повторении;

– при обобщении.

При подготовке и проведении занятий логопед использует электронные ресурсы учебного назначения:

– презентации;

– ребусы, изографы, анаграммы,  кроссворды;

– тестовые оболочки;

– ресурсы Интернета;

– развивающие flash-игры при обследовании.

Еще К.Д.Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям  можно назвать мультимедийную презентацию.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов. Таким образом, презентация:

– быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

– вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

– усиливает воздействие выступления.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ  

Артикуляционная гимнастика.

При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.

Для работы над звукопроизносительным компонентом речи можно использовать программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007).

Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки).

Фонематические процессы

У детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», «Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008) созданном при участии опытных логопедов.  Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».

Подготовка к обучению грамоте

Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («Студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.

Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в  PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайтах «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», портал «Солнышко».

Таким образом, ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения;

Использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.