Мы — будущие журналисты

№ 128

(Мастер-класс по созданию внутришкольного средства массовой информации)

Алсу Зиганшина,

педагог-организатор Тюлячинской средней школы

Участники занятия: группа обучающихся 9-11 классов

Время проведения занятия: 20 мин.

Цель занятия: сформировать представление о профессии журналиста, о школьных медиацентрах, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях. Cоздание внутришкольного детского средства массовой информации.

Задачи: повысить интерес к созданию детского телевизионного СМИ.

— создание условий для раскрытия творческого потенциала и одаренности учащихся;

— создание единого информационно-коммуникативного пространства;

— использование информационных технологий в дополнительных формах обучения;

— внедрение ИКТ в воспитательную работу, организация досуга школьников с использованием современных технологий;

— популяризация работы ученического самоуправления;

— содействие ранней профессиональной ориентации учащихся.

— поддержка инициатив учащихся, способствующих развитию общественной самостоятельности подростков и их участию в становлении гражданского общества.

Оборудование: текстовые средства (памятки, рабочие тетради); технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеокамера, микрофон, штатив, видеофайлы).

Этапы занятия:

  1. Подготовительный этап. Инициация – 2  минуты.
  2. Погружение в тему. Целеполагание, постановка проблемы – 1 минута..
  3. Проработка содержания темы – 15 минут.
  4. Подведение итогов (рефлексия, оценка) – 3 минуты.

Ход занятия

         I. Подготовительный этап

         1. Приветствие. Настрой на занятие.

– Здравствуйте, ребята. Я с вами встречаюсь впервые, а первая встреча всегда начинается со знакомства. Поэтому, предлагаю знакомиться. Назовите качество вашей личности, но это качество должно начинаться на первую букву вашего имени. Например, меня зовут Алсу Назимовна, Алсу — а активная.  Ребята, сразу договоримся, мы не стесняемся, чувствуем себя свободно. (Дети выходят  по очереди и называют свои качества и имена.)

         II. Погружение в тему. Целеполагание, постановка проблемы.

Обсуждение:

         Педагог-организатор.  Вот эти качества, которые вы назвали, нам как раз          помогут сегодня в нашей работе. А скажите, пожалуйста, какие интересные          события происходили в последнее время в вашей школе? (Новый год, Осенний бал)  К каким мероприятиям вы еще готовитесь? (А ну-ка парни, Татар егете) Очень, хорошо. А вы где-нибудь освещаете эти мероприятия,        кроме сайта школы? (ответы детей)

         Педагог-организатор.  Я хочу сообщить вам о том, что в нашей школе есть очень интересный проект, под названием  «Пресс-центр». Талантливые ребята моей детской организации активно участвует в информационно-медийном направлении Российского движения школьников. Мы каждый месяц выпускаем школьную газету, где освещаются школьные новости, пишем интересные статьи. Недавно мы создали свой новостной блок, где снимаем ролики, сюжеты и выкладываем в социальных сетях.

– Вы, наверное, тоже выпускаете газету. Сегодня я хочу вам показать, как          можно разнообразить школьной жизни в вашей школе, впустив в него великое искусство — Телевидение.

– Слышали ли Вы когда-нибудь о школьном телевидении?

Журналистом может стать любой из вас, нужно только сделать первый шаг в этом направлении. Сегодня я познакомлю вас с тонкостями работы телевидения. Вы готовы? Как настроение?

         Педагог-организатор.  Не случайно я начала разговор о журналистике, открою вам секрет, мне пришлось поработать журналистом на местном «Тюлячинском телевидении» (показываю слайд История «Тюлячинского ТВ»)

Слайд 1. История «Тюлячинского ТВ»

                  Наша цель: открыть свой канал на ютубе, или сделать минутный ролик на   инстаграмм, на сайте школы, района. И вы можете участвовать в различных конкурсах. Итак, мы – будущие журналисты.

         – И первый вопрос: Как вы думаете, для чего существует журналистика, какую роль она играет в жизни общества? (Журналистика существует для того, чтобы обеспечивать общество информацией.)

Верно. Именно информация и является основой деятельности журналиста.  А слово СМИ сможете расшифровать? (Средство массовой информации)

– Таким образом, вся информация, которую мы получаем из газет, журналов, телевидения, интернета, является массовой, то есть доступна всем.

         III. Основная часть

         Педагог-организатор.  Сегодня мы с вами попробуем себя в роле  телевизионщиков. То есть, создадим свой новостной блок. Как это делается? Посмотрим на экран.

https://youtu.be/2jJ2xuiB6-8

https://my.mail.ru/mail/tv1452/video/81

— Ребята, а сейчас начнем работу. Предлагаю поделиться на 2 команды и придумаем темы для нашего новостного блока. (Ребята предлагают свои темы)

— Молодцы, но мы не можем все это показать за одну минуту. Поэтому мы передадим эти наброски главному редактору. Среди вас есть такой человек, который возьмет ответственность на себя принимать решение? (выбираем главного редактора)

— Мы выбираем Вас главным редактором. Вы должны  редактировать то, что  говорят ведущие. И контролировать весь процесс съемки.

         — Кто такой главный редактор?  (На экране показываю слайды)

         1. Главный редактор тот, который  контролирует работы подчиненных;

— Конечно, быть ведущим быть престижно и модно, каких ведущих вы знаете? Среди вас наверняка есть те, которые хотят быть телеведущими? (выбираем ведущих.)

— Поздравляем, вы ведущие. А кто такой ведущий?  (Показываю на экране)

Ведущий — работник телевидения, читающий перед микрофоном телепередачи.

—  Для телевидения важно лицо, в этом нам поможет гример. А кто среди вас может быстро,  красиво привести  в порядок наших ведущих? (выбираем гримера, даю атрибуты)

— Гример это кто? (показываю на экране)

         Гример  человек, профессионально изменяющий образ диктора

— Кто из вас хорошо снимает и выкладывает свое видео в социальных сетях? Тот будет оператором. (Выбираем оператора. Показываю на экране)

         Оператор тот, который снимает

-Вот вам камера, пока знакомьтесь. Позже, я  дам инструкцию.

         -Прежде чем начать съемку, нам нужен помощник режиссера. Кого выберем? (Выбираем. Показываю на экране)

         Помощник режиссёра – является главным помощником постановщика фильма.

         Монтажер тот, который монтирует сюжет

         – Для того, чтобы ведущие начали свою работу нам нужен задник. Кто у вас хорошо рисует ? Те будет художники декораторы.

         Педагог-организатор. А теперь, давайте посмотрим на экран. Здесь нарисована краткая схема сюжета.

         Педагог-организатор.  Теперь начинаем работу над сюжетом. А мы еще не придумали название своего канала.  (Мозговой штурм)

Я даю вам одну минуту. Готовимся. (Музыка)

         Педагог-организатор.  Дальше набросим текст, как я уже вам говорила, можно и на русском, и на татарском, и на английском языке.  Предлагаю сегодня вам попробовать свои силы и подготовить первый выпуск. Вам предоставляется уникальная возможность сделать то, что до этого никто не делал.

Повторим правила работы в группе:

а) принимайте и уважайте все идеи;

б) подходите к решению проблемы творчески (Спокойная музыка. Дети придумывают   текст)

         Педагог-организатор.  Дальше ведущие  начинают передачу, читают свой отрывок текста.  (Ученик в роле диктора читает текст)

— А гример поправляет  прическу, костюм. (Ученик в роле гримера поправляет и говорит слова: Извините, разрешите поправить вам костюм, прическу… Вы прекрасно выглядите… Не волнуйтесь, ваш макияж в порядке… )

         — Оператор снимает.  (Ученик в роле оператора снимает на камеру и говорит слова: Всем внимание, тишина в студии… Раз, два, три… начали…   — Камера готова.. Начинаю съёмку… )

         Педагог-организатор. Ребята, конечно же,  за столь короткое время мы не успеем сделать полнометражный  сюжет, мы сегодня поняли, как это делается. И поняли, как много времени и труда занимает съемка одного сюжета.

— А теперь давайте поиграем в игру. Суть журналисткой работы вы уже поняли, значит, вам это задание будет казаться очень легкой.

         Задание. Ролевая игра (в парах): мама-дочь (сын). «Мама» не пускает любимого ребенка учиться на журналиста, потому что … (задача — перечислить отрицательные стороны журналистики). «Ребенок» старается убедить родителя в привлекательности выбранной профессии ( задача ребенка – доказать свою правоту, перечислить положительные стороны журналистики).

         VI. Подведение итогов (рефлексия, оценка)

         Беседа (итог)

— Собираемся на совет, где и обсудим, что у нас с вами получилось?

— Ребята, а сейчас я хочу послушать ваше мнение.

— Мы сегодня попробовали реализовать только небольшую часть из того, чем владеет телевидение. Давайте ответим на вопрос: нужно ли оно в школе?

– Какие передачи необходимы?

– Изменилась бы школьная жизнь с появлением телевидения?

         Педагог-организатор. Российское движение школьников дает возможность          проявить себя. Как        видите, ребята, создание телевизионного сюжета          требует вдохновения,   творчества, терпения, любознательности.           Привлекайте в эту работу своих     одноклассников, друзей, учителей и          родителей!           Если вам понадобится моя помощь,         обязательно          свяжитесь со мной. На память о сегодняшней встрече я вам        дарю вот     такие блокнотики, где я напечатала вам полезные ссылки и наши         координаты.

Ребята, спасибо вам за участие на мастер-классе.


Предполагаемые результаты

Личностные результаты:

  • приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки новостного блока.  ,
  • получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
  • понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.

Метапредметные результаты:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты:

  • познакомятся с основными терминами журналистики;
  • получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации
  • приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • научатся давать самооценку результатам своего труда;
  • научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров — научатся распределять работу между участниками проекта;
  • поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
  • приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.