Мы — будущие журналисты
№ 128
(Мастер-класс по созданию внутришкольного средства массовой информации)
Алсу Зиганшина,
педагог-организатор Тюлячинской средней школы
Участники занятия: группа обучающихся 9-11 классов
Время проведения занятия: 20 мин.
Цель занятия: сформировать представление о профессии журналиста, о школьных медиацентрах, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях. Cоздание внутришкольного детского средства массовой информации.
Задачи: повысить интерес к созданию детского телевизионного СМИ.
— создание условий для раскрытия творческого потенциала и одаренности учащихся;
— создание единого информационно-коммуникативного пространства;
— использование информационных технологий в дополнительных формах обучения;
— внедрение ИКТ в воспитательную работу, организация досуга школьников с использованием современных технологий;
— популяризация работы ученического самоуправления;
— содействие ранней профессиональной ориентации учащихся.
— поддержка инициатив учащихся, способствующих развитию общественной самостоятельности подростков и их участию в становлении гражданского общества.
Оборудование: текстовые средства (памятки, рабочие тетради); технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеокамера, микрофон, штатив, видеофайлы).
Этапы занятия:
- Подготовительный этап. Инициация – 2 минуты.
- Погружение в тему. Целеполагание, постановка проблемы – 1 минута..
- Проработка содержания темы – 15 минут.
- Подведение итогов (рефлексия, оценка) – 3 минуты.
Ход занятия
I. Подготовительный этап
1. Приветствие. Настрой на занятие.
– Здравствуйте, ребята. Я с вами встречаюсь впервые, а первая встреча всегда начинается со знакомства. Поэтому, предлагаю знакомиться. Назовите качество вашей личности, но это качество должно начинаться на первую букву вашего имени. Например, меня зовут Алсу Назимовна, Алсу — а активная. Ребята, сразу договоримся, мы не стесняемся, чувствуем себя свободно. (Дети выходят по очереди и называют свои качества и имена.)
II. Погружение в тему. Целеполагание, постановка проблемы.
Обсуждение:
Педагог-организатор. Вот эти качества, которые вы назвали, нам как раз помогут сегодня в нашей работе. А скажите, пожалуйста, какие интересные события происходили в последнее время в вашей школе? (Новый год, Осенний бал) К каким мероприятиям вы еще готовитесь? (А ну-ка парни, Татар егете) Очень, хорошо. А вы где-нибудь освещаете эти мероприятия, кроме сайта школы? (ответы детей)
Педагог-организатор. Я хочу сообщить вам о том, что в нашей школе есть очень интересный проект, под названием «Пресс-центр». Талантливые ребята моей детской организации активно участвует в информационно-медийном направлении Российского движения школьников. Мы каждый месяц выпускаем школьную газету, где освещаются школьные новости, пишем интересные статьи. Недавно мы создали свой новостной блок, где снимаем ролики, сюжеты и выкладываем в социальных сетях.
– Вы, наверное, тоже выпускаете газету. Сегодня я хочу вам показать, как можно разнообразить школьной жизни в вашей школе, впустив в него великое искусство — Телевидение.
– Слышали ли Вы когда-нибудь о школьном телевидении?
Журналистом может стать любой из вас, нужно только сделать первый шаг в этом направлении. Сегодня я познакомлю вас с тонкостями работы телевидения. Вы готовы? Как настроение?
Педагог-организатор. Не случайно я начала разговор о журналистике, открою вам секрет, мне пришлось поработать журналистом на местном «Тюлячинском телевидении» (показываю слайд История «Тюлячинского ТВ»)
Слайд 1. История «Тюлячинского ТВ»
Наша цель: открыть свой канал на ютубе, или сделать минутный ролик на инстаграмм, на сайте школы, района. И вы можете участвовать в различных конкурсах. Итак, мы – будущие журналисты.
– И первый вопрос: Как вы думаете, для чего существует журналистика, какую роль она играет в жизни общества? (Журналистика существует для того, чтобы обеспечивать общество информацией.)
Верно. Именно информация и является основой деятельности журналиста. А слово СМИ сможете расшифровать? (Средство массовой информации)
– Таким образом, вся информация, которую мы получаем из газет, журналов, телевидения, интернета, является массовой, то есть доступна всем.
III. Основная часть
Педагог-организатор. Сегодня мы с вами попробуем себя в роле телевизионщиков. То есть, создадим свой новостной блок. Как это делается? Посмотрим на экран.
https://my.mail.ru/mail/tv1452/video/81
— Ребята, а сейчас начнем работу. Предлагаю поделиться на 2 команды и придумаем темы для нашего новостного блока. (Ребята предлагают свои темы)
— Молодцы, но мы не можем все это показать за одну минуту. Поэтому мы передадим эти наброски главному редактору. Среди вас есть такой человек, который возьмет ответственность на себя принимать решение? (выбираем главного редактора)
— Мы выбираем Вас главным редактором. Вы должны редактировать то, что говорят ведущие. И контролировать весь процесс съемки.
— Кто такой главный редактор? (На экране показываю слайды)
1. Главный редактор тот, который контролирует работы подчиненных;
— Конечно, быть ведущим быть престижно и модно, каких ведущих вы знаете? Среди вас наверняка есть те, которые хотят быть телеведущими? (выбираем ведущих.)
— Поздравляем, вы ведущие. А кто такой ведущий? (Показываю на экране)
Ведущий — работник телевидения, читающий перед микрофоном телепередачи.
— Для телевидения важно лицо, в этом нам поможет гример. А кто среди вас может быстро, красиво привести в порядок наших ведущих? (выбираем гримера, даю атрибуты)
— Гример это кто? (показываю на экране)
Гример человек, профессионально изменяющий образ диктора
— Кто из вас хорошо снимает и выкладывает свое видео в социальных сетях? Тот будет оператором. (Выбираем оператора. Показываю на экране)
Оператор тот, который снимает
-Вот вам камера, пока знакомьтесь. Позже, я дам инструкцию.
-Прежде чем начать съемку, нам нужен помощник режиссера. Кого выберем? (Выбираем. Показываю на экране)
Помощник режиссёра – является главным помощником постановщика фильма.
Монтажер тот, который монтирует сюжет
– Для того, чтобы ведущие начали свою работу нам нужен задник. Кто у вас хорошо рисует ? Те будет художники декораторы.
Педагог-организатор. А теперь, давайте посмотрим на экран. Здесь нарисована краткая схема сюжета.
Педагог-организатор. Теперь начинаем работу над сюжетом. А мы еще не придумали название своего канала. (Мозговой штурм)
Я даю вам одну минуту. Готовимся. (Музыка)
Педагог-организатор. Дальше набросим текст, как я уже вам говорила, можно и на русском, и на татарском, и на английском языке. Предлагаю сегодня вам попробовать свои силы и подготовить первый выпуск. Вам предоставляется уникальная возможность сделать то, что до этого никто не делал.
Повторим правила работы в группе:
а) принимайте и уважайте все идеи;
б) подходите к решению проблемы творчески (Спокойная музыка. Дети придумывают текст)
Педагог-организатор. Дальше ведущие начинают передачу, читают свой отрывок текста. (Ученик в роле диктора читает текст)
— А гример поправляет прическу, костюм. (Ученик в роле гримера поправляет и говорит слова: Извините, разрешите поправить вам костюм, прическу… Вы прекрасно выглядите… Не волнуйтесь, ваш макияж в порядке… )
— Оператор снимает. (Ученик в роле оператора снимает на камеру и говорит слова: Всем внимание, тишина в студии… Раз, два, три… начали… — Камера готова.. Начинаю съёмку… )
Педагог-организатор. Ребята, конечно же, за столь короткое время мы не успеем сделать полнометражный сюжет, мы сегодня поняли, как это делается. И поняли, как много времени и труда занимает съемка одного сюжета.
— А теперь давайте поиграем в игру. Суть журналисткой работы вы уже поняли, значит, вам это задание будет казаться очень легкой.
Задание. Ролевая игра (в парах): мама-дочь (сын). «Мама» не пускает любимого ребенка учиться на журналиста, потому что … (задача — перечислить отрицательные стороны журналистики). «Ребенок» старается убедить родителя в привлекательности выбранной профессии ( задача ребенка – доказать свою правоту, перечислить положительные стороны журналистики).
VI. Подведение итогов (рефлексия, оценка)
Беседа (итог)
— Собираемся на совет, где и обсудим, что у нас с вами получилось?
— Ребята, а сейчас я хочу послушать ваше мнение.
— Мы сегодня попробовали реализовать только небольшую часть из того, чем владеет телевидение. Давайте ответим на вопрос: нужно ли оно в школе?
– Какие передачи необходимы?
– Изменилась бы школьная жизнь с появлением телевидения?
Педагог-организатор. Российское движение школьников дает возможность проявить себя. Как видите, ребята, создание телевизионного сюжета требует вдохновения, творчества, терпения, любознательности. Привлекайте в эту работу своих одноклассников, друзей, учителей и родителей! Если вам понадобится моя помощь, обязательно свяжитесь со мной. На память о сегодняшней встрече я вам дарю вот такие блокнотики, где я напечатала вам полезные ссылки и наши координаты.
Ребята, спасибо вам за участие на мастер-классе.
Предполагаемые результаты
Личностные результаты:
- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки новостного блока. ,
- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации
- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- научатся давать самооценку результатам своего труда;
- научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров — научатся распределять работу между участниками проекта;
- поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.