«Междометные фразеологизмы»

№ 127

(Разработка интегрированного урока русского языка и литературы в 7-м классе)

Юлия ШИШКИНА,

учитель русского языка и литературы АНОО «Международная школа Казани»

 

Цель:  углубление и расширение представлений учащихся о взаимосвязи разделов языкознания, о русском языке и литературе как филологических дисциплинах.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с междометными фразеологизмами как единицами языка.
  2. Развивать умение находить междометные фразеологизмы в тексте на материале рассказов А.П. Чехова.
  3. Воспитывать «понимающего» читателя, способного проникать в художественное пространство рассказов А.П. Чехова.
  4. Научить отличать по характерным особенностям междометные фразеологизмы от других лексико-грамматических типов фразеологизмов.

Оборудование: тексты рассказов, схема (приведена в разработке).

Форма проведения: интегрированный урок русского языка и литературы

Предварительная подготовка: учащимся заранее дано задание прочитать рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Мальчики», «Палата №6», «Тоска», «Хирургия», акцентируя внимание на речи героев, выделяя карандашом реплики; индивидуальное задание – подготовить рассказ о жизни и творчестве А.П. Чехова.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение новой темы.

Слово учителя: Наверное, вам не раз приходилось слышать выражения типа Боже сохрани, ради Бога, слава тебе, Господи или же выражения чёрт тебя подрал, какого дьявола, что за чёрт. Задумывались ли вы о значениях данных выражений?

— В прямом ли значении здесь употреблены слова?

— Можно ли назвать эти фразы устойчивыми?

— Как мы назовём такие выражения? (фразеологизмы).

— Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, обладающие цельным значением. Мы знаем, что фразеологизмы делают нашу речь живой, интересной для собеседника. Вместо того чтобы сказать: «Сегодня он работал плохо», мы, воспользовавшись фразеологизмом, скажем: «Сегодня он работал спустя рукава». Вместо «Он больше не будет выступать на сцене, так как не хочет» мы, с помощью фразеологизма, можем сказать об этом эмоциональнее «Такой талант в землю зарыл!».

— Сегодня на уроке мы с вами будем работать над умением находить фразеологизмы в рассказах А.П. Чехова. Но эти фразеологизмы будут не совсем обычны для вас.

— Ребята, посмотрите на доску. На ней указана тема урока (Междометные фразеологизмы). Какое слово вам не совсем понятно? (междометное)

— Какая это часть речи?

— От какого существительного образовано данное слово и каким способом (существительное междометие, суффиксальный). Запишем в тетрадь тему урока, а также сделаем морфемный разбор прилагательного междометное.

— Для того чтобы понять смысл словосочетания междометный фразеологизм, давайте вспомним, что же такое междометие.

— Собрав воедино все сведения, выведем значение термина  междометные фразеологизмы.

— Междометные фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, служащие для выражения эмоций (радости, удивления, возмущения, раздражения, злости, боли, отвращения, недоумения и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций, не называя их.

— Запишем данный термин в словарик (попутно вспоминается, для какого стиля характерно использование терминов).

На доске – схема:

Междометные фразеологизмы

                                                       обслуживают

сферу эмоций                                          сферу этикета

 

положительные    отрицательные

— Перенесём схему в тетрадь.

  1. Закрепление темы.

Словарный диктант (работа у доски и в тетрадях).

Добро пожаловать, приехал в гости, увы и ах, с ума сойти, купи тетрадь, в добрый путь, приятного аппетита, счастливо оставаться.

— Среди данных словосочетаний найдите междометные фразеологизмы, пользуясь определением и схемой, и подчеркните их.

— Домашним заданием вам было прочитать несколько рассказов А.П. Чехова, русского классика, обращая внимание на речь его героев. Перед тем, как приступить к работе над текстами произведений, давайте вспомним о жизни и творчестве классика.

Индивидуальное задание – рассказ о жизни и творчестве А.П. Чехова.

— Сегодня работа на уроке будет заключаться в следующем: мы будем дополнять схему, которую я вынесла на доску, а вы записали в тетрадь. Дома вы отмечали карандашом реплики героев А.П. Чехова. Давайте откроем рассказ «Тоска» и найдём в репликах героев междометный фразеологизм и определим его место в схеме.

«И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава Богу, они, наконец, приехали…» – выражение успокоения, достигнуто то, что планировалось (обслуживает сферу положительных эмоций).

По такой же схеме анализируются междометные фразеологизмы в рассказах:

«Палата №6»:

 «Убирайтесь к чёрту! — крикнул он [Андрей Ефимыч] плачущим голосом, выбегая в сени — К черту!» — выражение гнева и отчаяния (обслуживает сферу отрицательных эмоций).

«- Поезжайте одни, прошу вас!

Чёрта с два! — протестовал Михаил Аверьяныч. Это изумительный город!» – выражает резкий протест, несогласие (обслуживает сферу отрицательных эмоций).

«Мальчики»:

 «Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните же эту собаку!» (обслуживает сферу этикета).

«Ванька»:

 «Бог в помощь, ребят! — сказал Аляхин. — Подскажите на досуге, где мне найти Ваньку Жукова, отданного три месяца назад в ученье сапожнику?»  (обслуживает сферу этикета).

«Тоска»:

«Тьфу, чтоб тебя черти! — возмущается горбач, — поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка её кнутом! Но, чёрт!…» (обслуживает сферу отрицательных эмоций).

«Хирургия»:

«Тьфу ты, чёрт… — выговаривает дьячок. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!» (обслуживает сферу отрицательных эмоций).

«Гриша»:

 «Моё вам почтение!— слышит вдруг Гриша над самым ухом чей-то громкий, густой голос и видит высокого человека со светлыми пуговицами» (обслуживает сферу этикета).

После проделанной работы учащиеся делают вывод: в рассказах А.П. Чехова наиболее обширно представлена группа междометных фразеологизмов, выражающих  различные эмоции и эмоциональные оценки. Частотно употребление междометных фразеологизмов, выражающих несогласие, отрицание, неуверенность, пренебрежение. Таким образом, герой А.П. Чехова – это не просто «маленький» человек, а «мелкий», который утратил свойственные ему гуманные качества.

  1. Подведение итогов урока.

— Что нового сегодня узнали на уроке?

— Что означает термин «междометный фразеологизм»?

— На какие группы можно разделить междометные фразеологизмы?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Роль междометных фразеологизмов в характеристике героев рассказов А.П. Чехова».