Мы – юные знатоки-географы

№ 126

(Географический КВН для учащихся VI класса)

Лейсан ФАХЕРТДИНОВА,

учитель географии I квалификационной категории средней школы №7 г. Арска

Ход мероприятия

1-й ведущий.

Не в театре телевизионном,

А среди школьных стен

Начнем сейчас, сегодня

Наш гео-КВН!

Уже готово все к сражению

Команды лишь сигнала ждут –

Одну минуточку терпенья,

Я вам представляю грозный суд. (Представляются судьи.)

2-й ведущий (обращаясь к болельщикам).

Болельщиков предупреждаем,

Что будет встреча горяча,

И потому мы им желаем

Болеть без вызова врача!

1-й ведущий (обращаясь к командам).

Сегодня между командами сражения,

Но пусть обид не будет среди вас.

Ведь победитель или побежденный

Сегодня будет кто-то среди вас.

Мы будем рады, если вы в сраженьях

Покажите находчивость свою.

Уменья, знание и веселья позволят вам

Сыграть вничью.

В нашем гео-КВНе команды VI классов.

I тур. Приветствие команд (5 баллов)

(Команды называют себя, свой девиз, эмблему команды.)

II тур. Разминка

(По 1 баллу за правильный ответ.)

2-й ведущий. Команды представились друг другу и зрителям, а теперь мы начнем наш гео-КВН с традиционной разминки.

Я задаю по 5 вопросов командам, по очереди, если команда не ответила, то отвечают члены следующих команд, кто раньше поднял руку. Начинаем.

1. Какую форму имеют меридианы Земли?

2. Какова величина меридианов?

3. Какое направление показывают меридианы?

4. Есть ли на Земле параллель для самого длинного кругосветного путешествия?

5. Можно ли выбрать меридиан для самого длинного кругосветного путешествия?

6. Параллель, проводимая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов.

7. Сторона горизонта, соответствующая азимуту 90 градусов.

8. Как называется точка Земли, где можно совершить кругосветное путешествие, повернувшись на 360º?

9. Почему расстояние от центра Земли до географических полюсов меньше чем от центра Земли до экватора?

10. Сколько параллелей и меридианов можно провести на земной поверхности?

11. Где на Земле наиболее часты извержения вулканов и землетрясений? Объясните причины совпадения районов их распространения.

12. Как различаются горные породы по происхождению?

13. Какие формы рельефа могут образоваться в результате горизонтальных движений земной коры?

14. Самая высокая горная система в нашей стране.

15. Назовите самую высокую гору мира.

1-й ведущий. Спасибо всем командам. Жюри подводит итоги приветствия и разминки.

III тур. Записка

(По 5 баллов за правильный ответ.)

1-й ведущий. Пока мы соревновались, поступило тревожное сообщение: только что на берегу найдена бутылка с потерпевшего крушения корабля. Штурманам команд срочно вычислить место кораблекрушения и как к ним лучше добраться от ближайшей суши. (Записки достаются из бутылки, от команды по 2 ученика.)

30о ю. ш. 160о в. д.

2-й ведущий. Пока идет спасение, команды должны разгадать загадки, им помогают болельщики.

1. Сколько не езди, не ходи, тебе конца тут не найти. (Земной шар)

2. Шагнешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит. (Дорога)

3. Страны без людей, города без домов, леса без деревьев, моря без воды. (Карта)

4. Видел край, да не дойдешь. (Горизонт)

5. Когда с тобою этот друг, ты можешь без дорог шагать на север и на юг, на запад и восток. (Компас)

6. Два ремня висят на мне, есть карманы на спине, коль в поход идешь со мной, я повисну за спиной. (Рюкзак)

7. Тянется как нитка, а не клубок не смотаешь. (Дорога)

8. Шар невелик, лениться не велит, если знаешь предмет, то покажет весь свет. (Глобус)

9. Что выше горы, а ниже травы? (Дорога)

10. Качается стрелка туда и сюда, укажет нам север и юг без труда. (Компас)

11. Бежать, бежать, не добежать, лететь, лететь, не долететь. (Горизонт)

12. Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть, – косить нельзя, в реке вода есть – плыть нельзя. (План, карта)

1-й ведущий. Пока мы разгадывали загадки, наши спасатели определили место гибели корабля. Судьи скажут результаты. (Жюри объявляет результаты.)

IV тур. Конкурс капитанов.

2-й ведущий. Проверим, способны ли капитаны быть во главе своей команды.

(Каждый капитан отвечают на три вопроса, по одному баллу – за правильный ответ.)

1. Неровности на земной поверхности. (Рельеф)

2. Здесь обходят это место, здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)

3. На ноге стоит одной,

Крутит – вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

4. Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу, со мной пойдешь – дорогу обратно найдешь. (Компас)

5. Бьет источника фонтан, струя до поднебесья, в соседях с ним живет вулкан, фонтан вам тот известен? (Гейзер)

6. Мы знаем эту линию, на карте она черная, нам эта линия нужна, чтобы не спутать вдруг, где север, а где юг. (Экватор)

1-й ведущий. Внимательно слушаем следующие вопросы, верно ли?

7. Край снегов, морозов вьюг,

Называем, словом юг. (Не юг, а север.)

8. Солнце и небо багряного цвета,

Ночь начинается после рассвета. (Не после рассвета, а после заката.)

9. Слышу подсказку Вити-дружка,

Что Эверест – большая река. (Не река, а гора.)

(Судьи оценивают конкурс капитанов.)

V тур. Кроссворд «География» (10 баллов)

2-й ведущий. Пока команды будут решать кроссворд, поиграем с болельщиками. За правильные ответы, будет начисляться по одному баллу той команде, за кого болеют болельщики и общее количество баллов, заработанное болельщиками, будет суммировано к конкурсу «Кроссворд».

1. Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас – гора. (Не гора, а озеро.)

2. Белые медведи ходят, бродят по лесу,

А их братья бурые – по Северному полюсу.

3. Есть отличная примета:

Выпал снег – встречайте лето.

4. Какое животное есть в каждом посёлке мира? (Осёл – п-осёл-ок)

5. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане? (Буква Р)

6. Именем какого полуострова нашей страны называют дальние ряды парт в классе, аудитории? (Полуострова Камчатка – «камчатка»)

7. Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны? (Подошва)

8. Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе – мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут. (Ком + Пас = Компас)

9. Первое – летучая вода,

В бане русской встретите всегда.

А второе – есть машины марка

Из российского, ребята, автопарка.

Всё же вместе – Франции столица,

Этот город модницам всем снится. (Пар + «Иж» = Париж)

VI тур. «Школа выживания для Робинзонов» (5 баллов)

1-й ведущий. Команды, на сцену!

1. Вначале проверим умение ориентироваться.

Татарская поговорка гласит: «Айга карап адашсан, атынны Тимер казыкка бәйлә, т. е. если заблудишься, ориентируясь по Луне, привяжи свою лошадь к Железному колу. Что это за железный кол?

2. Спички вымокли, головки спичек смыло водой. Отряд остался без огня. Но выглянуло солнышко и один из туристов посмотрев на него и на очки, которые он держал в руках, закричал: «Ребята, я придумал, как добыть огонь с помощью моих очков». А как?

3. Мы на поляне, собираем первые созревшие ягоды, и вдруг одна девочка говорит: «А мне сейчас ягоды подсказали, где находится юг». А как?

(Жюри подсчитывают баллы.)

VII тур. Последний конкурс – туристический

2-й ведущий. Нужно по одному человеку от команды.

Вам надо по команде надеть фартуки и косынки, взять нож и очистить одну картошку, одну луковицу, одну морковку для супа, а затем снять и сложить косынки и фартуки.

(Ведущий объявляет победителей.)