Органы растения и их значение для его жизни

№ 125

(Урок окружающего мира во II классе)

Гузелия КАМАРЕТДИНОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории   средней школы им. академика Р.З.Сагдеева г. Буинска

Оборудование: Учебник (Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс, УМК «Начальная школа 21 века»), карточки для групповых заданий, гербарий.

Цель: создать условия для формирования представлений об органах растения, их значении для жизни растения.

Задачи:

образовательные:

– обобщить знания учащихся об органах растений и дополнить их новыми сведениями;

– формировать практические умения работать с гербарием, устанавливать новые факты о растениях;

– вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

– формировать знания о роли всех органов растения для его жизни;

развивающие:

создать условия

– для личностного развития ученика;

– активизации самостоятельной деятельности;

воспитательные:

создать условия

– для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки;

– для воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

Приветствие.

Учитель. Ребята, оглянитесь вокруг! Как много интересного нас окружает! Выгляните в окно! Вас приветствуют первые по-весеннему радостные лучики солнышка! Давайте и мы их поприветствуем!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

II. Актуализация знаний

Учитель. В некотором царстве …, в некотором государстве…

Почему вы улыбаетесь? Думаете, я перепутала урок?

Так часто начинаются ваши любимые сказки. Почему же вы услышали эту присказку на уроке окружающего мира?

– Какие царства вы знаете?

– Как одним словом можно назвать представителей всех царств?

-–Какая бывает природа?

– Чем живые организмы отличаются от предметов неживой природы?

– В какое же царство нам предстоит сегодня отправиться?

– Что называют зеленым чудом земли?

Учитель. Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

– В природе множество растений. Что общего есть у всех растений?

– Рассмотрите гербарии у вас на столах.

– Назовите органы растений, которые вы знаете. Покажите их на образцах и на доске.

III. Постановка учебной задачи

Создание условия для проблемной ситуации.

Сценка «Спор органов растений»

– Заспорили как-то органы растений: кто из них самый главный.

(Подготовленные участники разыгрывают сценку.)

Корень. Я здесь самый главный!

Возмутились листья: «Подумаешь! Это мы подсказываем людям. Когда растение нужно полить, укрыть!»

«А кто листья держит?» – вступил в разговор стебель.

«Не надо так кричать! Самый важный – это я!» – сказал цветок.

«Но как растения смогли бы размножаться, если бы не я? – заворчал плод.

– Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Докажите.

IV. Решение учебной задачи

(Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований.)

Учитель. Сейчас вы будете работать в группах. Представьте себя в роли ученых-исследователей. Давайте вспомним правила работы в группах.

1. Будь вежлив с товарищем в группе.

2. Умей выслушать мнение каждого.

3. Доказывай своё мнение.

4. Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах.

6. Задай вопрос на понимание.

Учитель. Каждая группа будет работать с одним органом растения и доказывать его важность в жизни растения.

Распределение по группам.

– Возьмите карточки с изображением любого органа растения. Объединитесь в группы с одинаковыми карточками.

– Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа – поднимите зеленый смайлик, если нет – то красный.

– Давайте оценим работу каждой группы.

– Разрешим ли спор органов растений? К какому выводу вы пришли?

Выводы.

Корень впитывает влагу, берет питание из почвы, удерживает растение в земле.

Листья помогают дышать растению, в них образуются питательные вещества.

Стебель является проводником питательных веществ.

Цветы, плоды – для размножения.

Динамическая пауза

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

V. Первичное закрепление

Учитель. Продолжим исследование.

1. Составление схемы.

– Расположите органы растений в том порядке, в котором они появляются при прорастании семян.

– Почему семя мы не выделили отдельно?

– Покажите на схеме, что растение – целостный организм.

Игра «Да и нет»

– Корень впитывает воду?

– В стебле образовываются питательные вещества?

– Семя – это отдельный орган растения?

– Семена защищают плод от повреждений?

– Стебель проводит воду от корня ко всем органам?

– Из листвы образовывается плод?

2. Обобщающая беседа.

– Назовите органы растения.

– Как питаются растения?

– Почему растения не могут жить без солнечного света?

– Докажите, что растения – живые организмы.

– Как вы понимаете выражение: «Охранять растения – беречь жизнь на земле»?

– Как же сохранить природу? Как жить с ней в согласии?

3. Экологическая игра.

(На доске – рисунок одуванчика.)

– Уже совсем скоро весна вступит в свои права, появятся всеми любимые цветы – одуванчики.

– Работая в группах, ответьте на вопрос: нарвать букет одуванчиков – хорошо это или плохо?

1-я группа отвечает на вопрос с точки зрения потребителей. Вы получаете карточку с опорными словами: цветы, подарок, пахнуть, красиво, уют.

2-я группа – экологи. Опорные слова: завянут, букеты, вред, исчезнут, пустой.

3-я группа – эксперты. Опорные слова: богатство, беречь, правила, не нанести природе.

VI. Рефлексия

– Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь..

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

– Какой главный вопрос мы поставили перед собой в начале урока?

– Смогли ли мы доказать важность какого либо органа растения? Почему?

Учитель. Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Я повторил …

Я удивился …

Я запомнил …

Я всегда буду …

VII. Выставление оценок группам, сообщение домашнего задания:

1. Нарисовать цветковое растение, подписать его части. (1-й уровень)

2. Выступление о роли всех частей растения. (2-й уровень)

3. Провести опыт «Как развивается растение» на примере гороха или боба с фиксацией в рабочей тетради, с. 14. (3-й уровень)

Учитель. Спасибо за урок!