В гостях у Алсу

№ 122

(Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе)

Альфия ИБРАГИМОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 107 г. Казани

Цели:

– познакомить детей с блюдами татарской кухни, кухонной утварью;

– учить детей работать с солёным тестом;

– уточнять и расширять знание детей о татарском национальном костюме;

– воспитывать интерес к изучению истории и культуры татарского народа.

Предварительная работа. Рассматривание татарского национального костюма, разучивание игры на татарском языке, знакомство с татарскими национальными блюдами, хороводная игра «Каравай».

Оборудование. Кухонная утварь (самовар, чашки, ложки), коврики на полу, сундук с подушками; на полу, на большом ковре маленькие подушки, муляжи на тарелках (чак-чак, вак бэлеш, эчпочмак), полотенце, дощечки по количеству детей, кусочки соленого теста, стеки, по две тарелочки для каждого ребенка, готовый чак-чак на подносе, столы для работы, музыкальное сопровождение.

Активизация словаря. Названия элементов татарского национального костюма, национальных татарских блюд.

Обогащение словаря: чак-чак.

Методические приёмы: музыкальное сопровождение, показ, рассказ воспитателя, обследовательские действия, подвижная игра, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, показ приёмов лепки.

Ход занятия.

(Дети под музыку входят в группу. Их встречает воспитатель.)

Воспитатель. Сейчас мы поиграем с мячиком. Я кидаю мяч, задаю вопросы, а вы на них отвечаете на татарском языке.

Игра с мячом.

(Телефонный звонок.)

Воспитатель. Алло, исәнме, Алсу, в гости приглашаешь? Хорошо, спасибо.

Воспитатель. Ребята, у Алсу день рождения. Она приглашает нас в гости. Ну что, отправимся в гости? Давайте, сядем на волшебный ковер, закрываем глаза и считаем до трех на татарском языке. (Дети отвечают.)

Воспитатель. Ребята, мы у Алсу в гостях.

Алсу. Исәнмесез, балалар!

Дети. Исәнмесез, Алсу!

Воспитатель. Посмотрите, какого цвета платье? А как будет платье на татарском языке? (Дети отвечают.)

Воспитатель. Молодцы, ребята! А сейчас Алсу покажет как в старину ткали полотно, а мы будем повторять за ней.

Татарская игра.

Воспитатель. Какой стол накрыла Алсу! Посмотрите, вот стоит самовар, пиалы для чая. Вы любите пить чай? А какие блюда татарской кухни вы знаете? (Дети отвечают. Если дети затрудняются ответить, показываем муляжи.)

Воспитатель. Правильно, повтори. (Побуждает детей повторить это слово.)

Воспитатель. Мы с вами познакомимся с новым словом чак-чак. (Дети отвечают.)

Воспитатель. А сейчас самое интересное. Посмотрите на столы. (На столах приготовленные кусочки солёного теста, дощечки для лепки, влажные салфетки, стеки. Воспитатель предлагает детям приготовить татарское национальное блюдо «чак-чак».)

Лепка детей.

Воспитатель. Принесите свое блюдо, кладем в казан с маслом. Пока блюдо готовится, мы поиграем в игру.

Игра «Ак калач».   

(По окончании занятия воспитатель выносит настоящий чак-чак, угощает детей.)

Проводя с детьми такие занятия, я убеждаюсь, что эта форма работы помогает эффективно решать задачу национального воспитания и даёт хороший эффект. Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию.