Путешествие ёжика по родному лесу

№ 122

(Занятие по обучению грамоте в старшей группе с элементами Су-джок терапии)

Эльмира ГАТАУЛЛИНА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада № 107 г.Казани

Цели:

воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок;

– стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Задачи:

оздоровительные: укреплять здоровье и повышать работоспособность детей посредством использования здоровьесберегающей технологии Су-Джок терапии;

образовательные:

– учить подбирать противоположные по значению слова;

– формировать грамматический строй речи;

– закрепить знания детей о дружбе, называть пословицы по данной теме;

– продолжать учить выполнять звуковой анализ слов;

развивающие:

– развивать фонематический слух, память, логическое мышление;

развивать мелкую моторику рук с помощью массажеров Су-джок терапии;

воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, природе; чувство доброты, сопричасности и сопереживания ко всему живому, через доброжелательное отношения к сверстникам, готовность к общению.

Словарь: сложные прилагательные со значением цвета: сине-зелёный, красно-синий, красно-зелёный.

Оборудование: мультимедийная установка, экран с изображением ежика в лесу; Су-джок массажеры (шарики «ёжики», колечки); полоски для звукового анализа слов.

Ход деятельности

Воспитатель. В одном лесу нашего родного города Казань, под старой сосной жил в своей маленьком домике – норке ежик. (Зажать шарик в ладошке.)

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился-катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке. (Зажимать шарик между ладошками.)

Стал цветочки нюхать. (Прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох.)

– Давайте покажем как ежик нюхал цветочки. (Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4 – 6 раз.)

Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много… как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

А дома его уже ждут братья и сестры – ежата. Они все очень дружные.

– А кто такой друг? Как нужно относиться к друзьям? Вспомните пословицы о дружбе.

Пословицы:

Один за всех и все за одного.

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубить.

Любят того, кто не обидит никого.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Сам погибай, а друга выручай.

– Ребята, а давайте сделаем звуковой анализ слова друг. (Дети выполняют задание на полосках, используя половинки шариков Су-джок массажеров.)

– Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Какой первый звук? Какой последний? Сколько слогов в слове друг почему? Куда падает ударение?

Ёжик наш – большой озорник и любит делать все наоборот!

Игра «Скажи наоборот».

– Медведь большой, а ёжик

– Заяц быстрый, а ёж …

– Волк злой, а ёжик

– Медведь ест много, а ёжик

– У зайца лапы длинные, а у ежа …

– У зайца шерсть мягкая, а у ежа …

Воспитатель. А сейчас давайте поиграем  в игру «Колючий еж». (Все движения выполняются в соответствии с текстом.)

Ёжик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Нам «Спасибо!» пропищал.

(Дети жалеют ёжика, гладят, чешут, щекочут. На слова «по тропке убежал» мячик катают по столу, коленкам.)

Воспитатель. Ежик наш так расшалился, что и разобрал все шарики. Помогите правильно их соединить по цвету.

Игра «Подбери цвет».

– Мне нужны: сине-зелёный, красно-синий, красно-зелёный шарики.

(Дети соединяют разные по цвету половинки массажных шариков в соответствии с инструкцией и проговаривают название цвета.)

– Ежику очень понравилось играть с вами, ребята, он узнал много разных и интересных игр. А что вам больше всего запомнилось? Какое задание ежика понравилось вам? А нашему ёжику уже пора отправляться домой в свой сказочный лес. Но обязательно придет к нам в гости ещё раз.