«Метеоплощадка – лаборатория под открытым небом»

№ 122

 (Методическая разработка)

 

 Надежда НОВИКОВА,

 Гульнара ЗАМДИХАНОВА,                                                         

 Ильсеяр ШАГИДУЛЛИНА,

воспитатели детского сада №134 г.Казани

       Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

 приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

 оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.

К.Е. Тимирязев

        Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. И мы, взрослые, хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы современного мира. Дошкольники – прирожденные исследователи. Исследование окружающего мира – естественное стремление ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды.

Актуальность

В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений, наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять его самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Прогнозирование погоды позволяет детям испытывать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. При этом не важно, подтвердился прогноз или нет — дети радуются в любом случае. Если прогноз подтвердился — радости нет предела; если нет — можно аргументировано доказать неправомерность предположения. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»).

  Проблема
Дети  нашего ДОУ постоянно интересовались различными вопросами связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями происходящими в природе, климатическими условиями Республики Татарстан и всей России, проявляли неподдельный интерес к проблемам экологии, экосистемы детского сада. Проявляли неподдельный интерес к проблемам экологии, экосистемы детского сада.

Выявили, что  у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Наша задача, как педагогов не подавлять грузом своих знаний ребенка, а создавать им условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Для чего же нужен прогноз погоды и как его использовать? Как сделать процесс наблюдений за явлениями погоды более интересным, понятным нашим воспитанникам?

Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования во всех формах работы, прежде всего это повторные и длительные наблюдения-исследования за погодой, растениями и насекомыми на метеорологической площадке с последующим обсуждением результатов на «научной конференции».

В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и прогнозирования погоды в нашем детском саду создана метеорологическая площадка. Она обеспечивает проведение наблюдений, практических работ, организацию систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Данная методическая разработка  содержит методически выстроенную систему экологического воспитания  детей старшего дошкольного возраста в условиях метеорологической площадке.

 

II. Методическая разработка

«Метеоплощадка – лаборатория под открытым небом»

2.1. Цели и задачи

Основная  цельданной методической разработки является:

создание предметно — развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека; использование прогноза погоды в деятельности. Воспитание любви и бережное отношение к природе.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи:

Для детей:

Образовательные:

  • познакомить с профессией метеоролога;
  • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • познакомить детей с назначением метеорологической площадкой, с метеорологическом домиком и ее содержимым;
  • познакомить с особенностями климатических условий Республики Татарстан;
  • формировать представления о четырех частях света;
  • формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
  • знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.

Развивающие:

  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
  • воспитывать интерес детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту.

Для родителей:

  • Привлекать родителей к изготовлению метеорологических приборов для наблюдения за погодой.
  • Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.

 

Методическая разработка строится на следующих принципах:

  • принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
  • принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
  • принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;
  • принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития;
  • принцип научности и доступности понятий.

 

2.2. Формы и методы:

Формы работы:

  • Экскурсии на метеоплощадку;
  • Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке и в группе ДОУ.

Методы работы:

  • Ежедневные наблюдения за погодой на метеоплощадке;
  • НОД: «Что такое дождемер?»,  «Насекомые – предсказатели погоды»,  «Пернатые синоптики», «Измеряем скорость ветра», «Ноябрь – ворота зимы, полузимник»
  • Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет);
  • Беседы: «Удивительное вокруг», «Как мы можем помочь природе?»
    «Назовите погодное явление?», «Как рождается дождь?», «Что такое компас?»;
  • Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Прогноз погоды», «Термометр – умный прибор», «Солнышко сияет ярко», «Как появляется ветер?», «Где снежинки?», «Найди нужный цветочек», «Приметы на картинках»;
  • Игры-медитации: «Я – Солнышко», «Я – ветер», «Солнышко и облачко»;
  • Мультимедийные  презентации: «Растения-барометры», «Пенатые синоптики», «Насекомые-синоптики»;
  • Кейс-иллюстрации: «Хорошо-плохо», «Почему ветер утих»;
  • Дидактический синквейн по темам: «Ветер», «Осадки», «Метеоприборы», «Пернатые синоптики»;
  • Сюжетно-ролевые игры: « Метеобюро», «Собираемся на прогулку»,
    «Экологический патруль»;
  • Чтение природоведческой литературы;
  • Отгадывание загадок про явления природы, погоду;
  • Моделирование;
  • Экспериментирование: «Пусть пойдет дождь», «Откуда берётся иней?», «Замёрзшая вода», «Почему снег греет?»;
  • Труд на метеоплощадке;
  • Домашние задания.

 

2.3. Устройство и оборудование метеоплощадки.

       Методика работы с метеоприборами

 

Устройство метеоплощадки:

 

               

Метеоплощадка располагается на открытом участке. Она имеет квадратную форму и с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад.

Специальное оборудование размещается  компактно, в доступной форме,  что позволяет детям самостоятельно или с помощью воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды,  а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида  окружающих площадку объектов в зависимости от времени года.

Оборудование метеоплощадки:

метеобудка, термометр, флюгер, ветряной рукав, осадкомер, солнечные часы, снегомер, барометр.

Методика работы с метеоприборами:

Термометр — прибор для изменения температуры воздуха.

С детьми рассматриваем термометр, отмечаем, что состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Объясняем детям, что  отсчет температуры ведут от 00. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз—градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов.

Воспитатель с  детьми  определяет температуру окружающего воздуха.

В календаре природы температуру записываем  с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +50, а пять градусов холода так: — 50 .

Сравнивают температуру воздуха утром, днем,  вечером, затем по месяцам и сезонам.

Флюгер  — прибор для определения направления и силы ветра.

Рассматриваем с детьми на метеоплощадке флюгер, его части: неподвижный вертикальный стержень и подвижная часть—флюгарка, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям.

При наблюдении за флюгером дети отмечают направление ветра.

Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

С детьми делаем вывод, что давление ветра на голову и хвост флюгера заставляет его принять положение, параллельное направлению ветра. Так как хвост больше головы, ветер сильнее отталкивает его, поэтому голова поворачивается в ту сторону, откуда дует ветер.

Ветряной рукав — прибор для измерения силы ветра.

Определяем с детьми, что ветряной рукав представляет собой  полосатый рукав, ярко-красного цвета, прикрепленный к шесту. Длина рукава 70 см.

При наблюдении за ветряным рукавом дети определяют силу ветра.

-Штиль — листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру.

-Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.

-Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.

-Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, рукав вытягивается горизонтально до последней полоски.

Осадкомер — прибор  для измерения количества осадков.

Осадкомер установлен на деревянном столбе высотой 1,6 см так, чтобы приемная поверхность находилась на высоте 2,0 м от земли и была строго горизонтальна.

Дети на метеплощадке рассматривают осадкомер, из чего состоит: ведро, крышка—защита и измерительный стакан. Ведро осадкомера имеет форму цилиндра. Внутри ведра находится перегородка, имеющая форму усеченного конуса, с отверстием для стока. При рассматривании измерительного стакана дети с воспитателем определяют, что на измерительном стакане нанесены деления, соответствующие 3 см3 осадков или 1 мм слоя выпавших осадков.

После дождя дети определяют сколько дождевой воды в измерительном стакане, считают по делениям сколько выпало осадков за день.

Сравниваем количество осадков, выпавших за месяц.

Барометр — отмечает перемены, происходящие в воздухе.

Рассматриваем барометр, сравниваем с будильником. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка— контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Отмечаем, что когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато когда стрелка упорно идет влево— запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом — дождя, а зимой —снега.

Дети заносят данные барометра в календарь наблюдений.

Солнечные часы — прибор для  определения времени по изменению длины тени от гномона и её движению по циферблату.

На метеоплощадке с детьми знакомим с устройством солнечных часов.

Важнейшие части солнечных часов – это циферблат, т.е. поверхность, на которой нанесены часовые линии, и гномон для отбрасывания тени. Гномон — вертикальный столбик, тень от которого служит своеобразной стрелкой. Время определяется по направлению тени вертикального гномона, ее  движение по циферблату. Тень от гнома указывает время.

Проводим наблюдения по солнечным часам, расположенным на метеоплощадке. Фиксируем время выхода на улицу (сверяя по ручным часам) и время ухода с площадки.

Делаем вывод: положение тени гномона (столбика) меняется в течение дня.

Снегомер — прибор для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова.

Воспитатель с детьми рассматривают  снегомер, который представляет собой рейку, (изготовленную из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см., окрашена (белой) масляной краской), на которой имеется шкала с делениями в сантиметрах.

В зимнее время дети снегомером измеряют высоту снежного покрова, считая деления на шкале. Определяют какой снежный покров: равномерный (без сугробов), умеренно неравномерный (небольшие сугробы), очень неравномерный (большие сугробы).

2.5. Модель образовательной системы

 

Образовательная деятельность по данной методической разработке  важно проводить с детьми, как на метеоплощадке, так и в групповом помещении. ОД проводятся в  форме бесед, дидактической игры, НОД на метеоплощадке.  

Старшая группа

НОД проводятся с детьми старшей (5-6 лет)  групп периодичностью 1 раз в  месяц. Продолжительность НОД в старшей группе 25 минут.

Работа с детьми на метеоплощадке начинаем со знакомства с метеобудкой и ее содержанием.(термометром)

Затем  постепенно  знакомим детей  метеоприборами: дождемером, флюгером, ветряным рукавом, компасом, солнечными часами.

Знакомим  с «пернатыми синоптиками»,  частями света и солнцем, «насекомыми– предсказателями погоды».

Подготовительная группа:

НОД проводятся с детьми подготовительной (6-7 лет) групп периодичностью 1 раз в  месяц. Продолжительность НОД  в подготовительной группе 30 минут.

В начале учебного года знакомим с профессией метеоролога.

Продолжаем знакомить с метеоприборами: барометром,  снегомером,  видами термометров, анемометром

Продолжаем знакомить детей с «растениями-барометрами».

В каждом  месяце знакомим детей с народным календарем: названием месяца («Сентябрь – златоцвет» «Октябрь – грязник, листопад»; «Ноябрь – ворота зимы, полузимник». «Декабрь-студень». «Январь-просинец». «Февраль-бокогрей», «Март-протальник», «Апрель-снегогон», «Май-травень») народными приметами, проверяем достоверность примет. (Приложение № 6)

Кроме этого ежедневно в определенное время дети старших групп проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

-Определяют температуру воздуха;

-Измеряют количество осадков с помощью осадкомера;

-Снимают показания барометра;

-Осенью и зимой определяют  степень  покрытия  и  характер  залегания  снежного  покрова;

-В группе дети выставляют показания в календаре наблюдений за погодой условными значками.

-Делают прогноз погоды на текущий день;

-Сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп.

-В конце месяца, сезона анализируют результаты, делают выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных;

 Знания, приобретенные детьми в процессе прогнозирования погоды, применяем  для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений  («Унылая пора», ««Дым столбом – мороз за окном»), составление синквейнов о природных явлениях, загадок о природе.

Организация экспериментальной деятельности на метеоплощадке строится в тесном сотрудничестве с родителями. Привлекаем родителей к изготовлению метеорологических приборов. Проводим мастер-класс « Вместе сделаем солнечные часы», «Термометр своими руками». Оформляем папки-ширмы: «Опытно — экспериментальная деятельность детей дома», «Удивительное в природе». Даются домашние задания: «Составь рассказ о погоде в выходные», «Узнай погоду в выходные дни», «Нарисуйте погодные явления осени»

 

2.6.Тематическое планирование

Тематический план разработан для детей старшей и подготовительных групп.

 

 

2.7. Мониторинг эффективности деятельности

С целью совершенствования  образовательной работы по теме методической разработки педагог должен учитывать достигнутый уровень усвоения детьми знаний о погоде, поэтому проводится мониторинг.

Мониторинг проводится на начало (сентябрь) и  конец (май)  учебного года.

Преимущественно используется метод систематического наблюдения.

Результаты заносятся в таблицу.

Мониторинг оценивается тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Уровни освоения материала:

1 балл-низкий уровень

-ребенок проявляет интерес к темам;

-при активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринимаемого материала;

-затрудняются в точном ответе на вопросы взрослого.

2 балла-средний уровень

-ребенок проявляет устойчивый интерес к темам;

-общается со сверстниками по поводу воспринятого материала;

-имеют системные знания по некоторым темам.

3 балла – высокий уровень

-ребенок обнаруживает интерес к темам;

-использует в собственной деятельности полученные знания, умения, навыки;

-имеют системные знания по всем темам;

-проявляет самостоятельность, инициативу, творчество.

 

2.8 Ожидаемый результат в ходе реализации методической разработки:

  • Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
  • Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
  • Иметь представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;
  • Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде

 

Ш. Заключение

Практическая значимость методической разработки определяется тем, что указанная работа на метеоплощадке разработана и апробирована в практике работы дошкольного учреждения. Значительно вырос уровень знаний детей о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать. В ходе наблюдений, экспериментов дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Все это свидетельствует о том, что создание метеорологической площадки интересно и полезно детям, способствует развитию их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Любознательность детей зависит от окружающих их взрослых, которые научат детей видеть взаимосвязь между температурой воздуха и надеваемой сегодня одеждой, проверить верность народной мудрости, удивиться разнообразию облаков и попробовать предсказать погоду на завтрашний день.

И глядя на огромную увлеченность наших детей хочется порекомендовать коллегам, не бойтесь начинать что то новое, ведь новое и неизведанное — это верный путь к вашему развитию и совершенствованию знаний ваших воспитанников. А в наш век инновационных технологий это очень важно.

Главное — не стоит забывать, что природа — родной дом, в котором живет человек, а он у нас один и другого не будет! Берегите его, любите его, цените его и не забывайте прививать нежные и бережные чувства к природе подрастающему поколению.

 

 

IV. Список использованной литературы

  1. Рыжова Н.Л. Экологическое образование в детском саду. -М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.-432с.статьи.
  2. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада \\ Ребенок в детском саду. -2002.-№3.-с.76.
  3. Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология в и творчество

\\ Дошкольное воспитание .-1998г.-№7.-49.

  1. Николаевой Т. О чём говорят растения .\\ Ребенок в детском саду.-2002.

-№3.-с.88.

  1. Приметы и прогнозы \\ Обруч. -2006.- №1. –с.24.
  2. Букарева О. Географическая площадка «Здравствуй солнышко» .

\\ Дошкольное воспитание . -2011. -№1. –с.74.

  1. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных экологических группах. Детство – Пресс.- 2013.
  2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир //Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Зюзгина Л.А. Приобщаем ребенка к природе // Управление ДОУ. 2010.
  4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие DOCX. М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с.