Путешествие по Башкортостану

№ 122

(Конспект физкультурного занятия)

 Надежда НОВИКОВА,

воспитатель детского сада №134 г.Казани

 Мадина САБИРЗЯНОВА,

инструктор по физической культуре детского сада №134 г.Казани

Цель: развитие интереса к  участию в подвижных башкирских народных играх и физических упражнениях.
Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с Республикой Башкортстан;

Продолжать учить детей лазанию по гимнастической стенке разноименным способом;

Закрепить умение сохранять равновесие и правильную осанку, двигаясь по гимнастической скамьи, передавая малый массажный мяч спереди и сзади себя;

Упражнять в прыжках из обруча в обруч на двух ногах в шахматном порядке.

Оздоровительные:

Содействовать развитию дыхательной мускулатуры, поддержанию положительного эмоционального тонуса детей.

Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Развивающие:

Развивать ловкость, быстроту реакции, прыгучесть, координацию движений, пространственные представления.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к традициям и обычаям Республики Башкортстан.

Воспитывать организованность, выдержку, уверенность в себе, смелость, активность, добрые взаимоотношения друг с другом.

Оборудование: презентация «Башкирия», стойка-конус – 4 шт., верёвка, гимнастическая скамья, малые массажные мячи, обручи-6 шт., гимнастические палки, 2 стула, аудиозаписи- баширская музыки «Ашитбаш жыры» Л. Хамитова, башкирская народная мелодия «Буранбай», 2 национальных башкирских платка, курай.
Словарная работа: название городов Башкирии: Уфа, Салават, Стерлитамак , Кумертау; озёра: Аслыкуль, Кандрыкуль, Талкас,; курай, юрта.
                                                         ХОД :
(Дети проходят в физкультурный зал. На экране презентация «Республика Башкортстан»)
                                            I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Построение в шеренгу по одному

Инструктор по ф/к:! Рәхмәт! Давайте сначала пожелаем друг другу здоровья, поздороваемся. Коммуникативная игра «Рәхмәт!»

(дети берутся за руки и пропевают слово «Рәхмәт!»: первый слог низко, одновременно подняв руки вверх, а второй высоко – опуская руки вниз).
Инструктор по ф/к: Дети, на каком языке мы приветствовали друг друга? (Предполагаемый ответ: татарском языке) В какой республике мы живём? (Предполагаемый ответ: Республике Татарстан)

Как называется наш город? (Предполагаемый ответ: Казань)

Инструктор по ф/к: Нашим близким соседом является Республика Башкортстан, она находится на Урале. «Башкирия» означает «земля башкир», слово «башкорт» переводят как «баш» — «главный» и «корт» — «племя».

 Слайд №1-символика Башкортстана

Инструктор по ф/к: Вы хотите отправиться в путешествие по Башкирии? Там очень много красивых, интересных мест и мы узнаем много нового об этой Республике.

Слайд № 2-карта Башкортстана

 Инструктор по ф/к: Готовы отправиться в путь? В дороге вам надо помогать друг другу, чтобы преодолеть все препятствия.

Группа равняйсь, смирно! Направо (раз, два) Шагом марш. Ребята, следим за осанкой. Спину выпрямили, подбородки подняли, смотрим в затылок друг другу, близко не подходим. 

(Звучит баширская веселая музыка «Ашитбаш жыры» Л. Хамитова)

Ходьба в колонне по одному. (Соблюдаем дистанцию, смотрим в затылок друг другу).

Ходьба на носках – руки в стороны. (По высокой траве шагаем, руки выше поднимаем.)

Ходьба на пятках – руки на пояс. (По камням идем, руки на пояс уберём.)

Через середину в колонну по одному — марш.

Ходьба высоко поднимая колени, перешагивая через «пеньки». (Чтоб не сбиться с пути, через пеньки высоко поднимая колени необходимо пройти.)

По диагонали, между деревьев – змейкой – марш.

Ходьба змейкой между стойками-конусами.

Бег в среднем темпе. (На тропинку вышли мы, поспешим сейчас в пути.)

Бег с изменением направления.

Ходьба обычная с выполнением дыхательного упражнения «Посмотри по сторонам» (Посмотрите вокруг, города в Башкортостане большие, красивые и для башкиров они очень любимые. Мы видим город- столицу-Уфа, город – Стерлитамак, в переводе с башкирского значит «устье реки Стерли»,  промышленный город  —  Салават, город шахтеров- Кумертау)

Слайды №3-6- города Башкирии: Уфа, Стерлитамак, Салават, Кумертау.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Перестроение  в круг

Инструктор по ф/к: Мы дружно живём

с башкирским народом.
И пусть этот круг
Становится шире!
1) ОРУ с верёвкой, замкнутой в круг.
«Наклон головы» И. п. о.с. 1-Наклон головы вправо (влево) 2- и.п. (по 4 раза в каждую сторону)
«Веревка вверх» И. п. средняя стойка.1- Поднять верёвку вверх, 2-и.п. (7 раз)
«Наклоны» И.п. широкая стойка. 1-Наклон туловища вперёд, ноги не сгибать 2-и.п. (7 раз)
«Вперед» И. п. сидя. Двигаемся в центр круга и назад (6 раз)
«Руки вверх» И.п. лёжа на спине, верёвка лежит на животе. 1-Поднять руки с верёвкой вверх, 2- и.п. (7 раз)
«Прогиб» И. п. лёжа на животе, ноги вместе прямые. 1-Поднять верёвку вверх, прогнуться, ноги от пола не отрывать 2-и.п. (5 раз)
«Приседание» И.п. о.с. Приседания (8 раз)
«Прыжки» И.п. верёвка лежит на полу, одна нога впереди верёвка. Прыжком поменять положение ног, в чередовании с ходьбой по верёвке приставным шагом. (8X2)

Инструктор по ф/к:  Продолжаем наше путешествие. Садимся на лошадей и скачем по просторам Башкирии. («Байга» — дети парами (конь и наездник) встают друг друга. Первый ребёнок — конь — вытягивает руки назад-вниз, второй — наездник — берет его за руки, и в таком положении пары бегут).
Инструктор по ф/к:  В Башкирии  много заповедников. Мы с вами прибыли в заповедник «Шульган-Таш». Заповедник находится на западном склоне Южного Урала, около реки Белая. В заповеднике находится одна из известнейших карстовых пещер мира – Каповая.

Слайд №7-пещера Каповая

Чтобы легко преодолеть все препятствия разделимся на 2 группы.
2) ОВД:
Инструктор по ф/к:  Мы пойдем по узкой тропинке вдоль пещеры, передавая камень.

ОВД: Ходьба по узкой  гимнастической скамье, передавая малый массажный мяч спереди и сзади себя (подгруппа, поточно 4 раза)
Инструктор по ф/к:  Пройдя через каменистую тропу, здесь придется перепрыгивать через маленькие озёра: Аслыкуль, Кандрыкуль, Талкас, которые лежат на нашем пути.

Слайд № 8-озера Аслыкуль, Кандрыкуль, Талкас

ОВД. Прыжки из обруча в обруч на двух ногах в шахматном порядке (подгруппа, поточно 5 раз)
Смена движений по сигналу.

Инструктор по ф/к: Наше путешествие продолжается.

Мы пришли в величественные леса. Башкортостан славится своим медом. Башкирский мёд — один из лучших в России, но и в мире. Ведь не зря он отмечен множеством международных медалей и призов за свои целебные и вкусовые качества. В Башкирии бортники, как в старину, собирают мед диких пчел.

Пчеловоды, которые занимаются диким медом, называются бортевиками, а сам способ добычи этого меда – бортничество. Происходит от «борть» – дупло, в котором живет пчелиная семья.
Бортевики – элита среди пчеловодов. Это ремесло передают много веков из поколения в поколение: отцы учат детей, а те, в свою очередь – своих детей.

Вот, сейчас, мы с вами будем пчеловодами-бортевиками,  попробуем взобраться на деревья и собрать мед диких пчел.

Слайд № 9 — Сбор дикого меда

ОВД: Лазанье по гимнастической стенке разноименным способом (индивуально, 2 раза)

3). Инструктор по ф/к: И вот вышли мы на берег реки.

Какие реки в Башкирии вы знаете? (Белая(Агидель), Уфа (Уфимка, Караидель), Урал).

Слайд№ 10- Реки Белая, Уфа
Дети, чтобы продолжить наше путешествие мы должны переплыть через реку Белая. На чем можно переплыть? (На катере, на лодке, на плоту)
На одном плоту мы не сможем переплыть, нас много, придется строить нам два плота. Сейчас мы посмотрим, чья команда быстрее построит плот и переплывет через озеро. Но сначала мы должны подготовить, расчистить берег от камней и бревен. (Дети убирают физкультурное оборудование)
Слайд № 11-Плот на реке

Эстафета «Построй плот»
Инструктор по ф/к:  Дети, разделимся на 2 команды. По моей команде, будите строить плот. Для этого каждый из вас  по очереди берет гимнастическую палку, бежит к стулу и рядом с ним кладете палку, получается плот. Выигрывает та команда, которая быстрее построит плот. (дети играют) Молодцы. Мы оказались на красивой, большой поляне.
Инструктор по ф/к:   Дети, посмотрите стоит юрта. У входа в башкирскую юрту всегда стоит сосуд с кумысом, стояли деревянные чаши-пиалы для угощения гостей кумысом. Такая утварь была символом гостеприимства башкир. И сегодня славится Башкортостан кумысом из кобыльего молока.

Слайд № 12 «Юрта»

Башкирская народная игра «Юрта» (2 раза)

Инструктор по ф/к:  Поиграем  в башкирскую народную игру «Юрта»

В игре участвует несколько 2 группы детей, каждая из которых образует круг.

В центре каждого круга стоит стул, на котором повышен платок с национальном узором. Взявшись за руки, каждая группа двигается переменным шагом по кругу и поёт.

«Мы поём ребята,

Собираемся все в кружок.

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок»

По окончании музыки и песни они быстро бегут к своим стульям, берут за края платок и натягивает над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Выиграет та команда, которая первой построит юрту.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Инструктор по ф/к:  А теперь мы послушаем звучание  башкирского народного инструмента – курай и  поиграем в игру. (звучит башкирская народная мелодия «Буранбай»)

Слайд № 13 – Башкирский народный танец и кураист

Малоподвижная башкирская народная игра «Курай (Дудочка)» (2 раза)

Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, выполняют притопы на слова:
«Услыхали наш курай,
Собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай
На зеленом, на лугу
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.

Инструктор по ф/к: Мы отправляемся в обратный путь, потянулись и улыбнулись и в физкультурный зал вернулись.

— Наше путешествие по Башкортостану закончилось. Что нового узнали о Республике Башкортостан? (ответы детей)

Тем, кому сегодня было сложно выполнять задания в нашем путешествии – присесть на пол. Тем, кому было легко – встать на скамейку, тем, кто узнал новые упражнения поднять руки вверх.

Ребята, сегодня вы показали, какие вы ловкие, выносливые, дружные.   Молодцы!
Инструктор по ф/к:  Дома вы нарисуйте любой уголок Республике Башкортостан, и на следующем занятии мы рассмотрим рисунки и положим в альбом на память о нашем путешествии. Саубулыгыз, балалар!
Дети друг за другом выходят из зала.