Воспитательные возможности английского языка в условиях школьного обучения

№ 120

Зиля АХМЕТОВА,

учитель английского языка средней школы № 82 г. Казани

Лилия ХАСАНОВА,

учитель английского языка средней школы № 82 г. Казани

«И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

Всякое же знание действует воспитательно».

                                                      Л.Н. Толстой

Начать тему хотелось с цитаты из федерального государственного образовательного стандарта «для достижения целей основного общего образования, дисциплина «иностранный язык» уделяет внимание не только на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, но и на развитие личности посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка».

Задачи прописанные в стандартах второго поколения для реализации воспитательной цели, а именно, формирование у учащихся общекультурной и этнической идентичности личности, воспитание качеств гражданина патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми различных сообществ, развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка – для учителя не простой длинный перечень, а осознание необходимости внесения личного вклада в  развитие личности обучаемого.

Мыслями по поводу того, как можно формировать патриотические и духовно-нравственные качества учащихся на начальной, средней и старшей ступенях общего образования, нам бы и хотелось поделиться. Данный вопрос будет рассмотрен на примере некоторых приемов, используемых в урочной и внеурочной деятельности, а также на примере УМК О.В. Афанасьевой, Дж.Дули  «Spotlight» .

Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках иностранного языка, затронуты, практически, все стороны жизни. Это защита окружающей среды, и здоровый образ жизни, спорт, музыка, выдающиеся люди планеты, исторические события,  страны и их достопримечательности, научные открытия и многое другое.

В частности, учебная дисциплина «Иностранный язык» располагает возможностями для воспитания патриотизма,  любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспитания чувства долга перед Родиной. Как это возможно на уроках английского языка воспитывать патриота России? В учебниках, по которым работаем, большое внимание уделяется интереснейшим фактам о нашей стране, изложенным на английском языке. Читая их, дети получают колоссальное удовлетворение именно от осознания того, что о нашей стране можно рассказать вот так просто, доступно на английском языке. Примеры таких текстов уже встречаются в учебниках 2 класса: “ Typical Russian Food”( Типичная российская еда), » Old Russian Toys» (Русские игрушки)

В предмет английский язык широко включен культуроведческий компонент. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка,  но знакомит с общечеловеческими ценностями. В настоящее время расширяется возможность международных контактов, общение с иностранцами становится реальностью, все чаще учебные заведения осуществляют обмен студентами и школьниками, преподаватели организуют совместные проекты и приходят стажировку за рубежом, участвуя, таким образом, в межкультурной коммуникации и диалоге культур.

В процессе овладения иностранным языком ученики усваивают речевое и неречевое поведение носителей языка в разных ситуациях общения и раскрывают особенности поведения, связанные с народными обычаями , традициями, суевериями, социальной культурой общества, этнической принадлежностью.

Необходимо сообщать учащимся правила, затем создавать ситуацию общения, которые могли бы обеспечить школьникам необходимую речевую тренировку. Знакомство с правилами поведения в странах изучаемого языка, в свою очередь, должно побудить школьников задуматься над своим поведением, и вести себя так, как бы он хотел, чтобы окружающие вели себя по отношению к нему: быть вежливым, приветливым, доброжелательным.

К методам и приемам, содействующим воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работу. Работа в парах и группах:

— даёт возможность большему количеству обучающихся высказаться;

— позволяет снять психологический барьер;

— побуждает обучающихся помогать и поддерживать друг друга.

Следующим эффективным приемом работы является- ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. В процессе игры ученик преодолевает свою скованность и тревожность.

Немаловажную роль играет и проектная деятельность. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требуют много времени, но часто усилия оправдывают себя. Так как при это решается ряд важных задач :

— учащиеся получают возможность самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников;

— усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу;

— совместная работа в рамках проекта учит ребят доводить дело до конца;

— в рамках подготовки к проекту школьники полностью проникаются его идеей и эта идея несёт в себе большой воспитательный потенциал.

Воспитательный потенциал английского языка заключается и во внеурочной деятельности по предмету: театральных постановках,  праздниках, оформление стенгазет к праздникам.

Положительным аспектом внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все ученики, независимо от их уровня владения языком: роль и работа найдется каждому. Участие в подобных мероприятиях очень важно для ученика, так как оно несет положительный эмоциональный опыт, позволяет развить творческие способности, помогает реализовать себя как личность, воспитывает интерес и уважение к культуре страны изучаемого языка.

Изучение иностранного языка повышает духовно – нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.