Экологическое воспитание сельских школьников во внеурочное время

№ 118

Рузия МУГИНОВА,

методист отдела образования Рыбно-Слободского района по воспитательной работе, учитель биологии и химии  

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания школьников. Защита среды и здоровья человека представляют собой общемировую, глобальную проблему. В связи с этим становится все более актуальным развитие экологического мышления, формирование эколого-нравственной культуры подрастающего поколения. Эта задача должна решаться в системе образования и воспитания. Причем, экологическое образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому, так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества.

Цель образования не в простом приобретении сведений, усвоении законов, воспитании экологически культурной личности. Важно научить ребенка способам получения новых знаний, информации, а самое главное правильно, не ущерб природе, применить свои знания.

Экологическое образование и воспитание в сельской школе обладает возможностью целенаправленной, координированной и систематической передачи информации, что позволяет обеспечить необходимую и осмысленную корреляцию между теоретическим экологическим знанием и природоохранным действием, заложить основы экологической культуры личности. Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная – несёт больше информации. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока. Повышению эффективности этого процесса способствует оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов, форм и средств экологического воспитания. Так, в последнее время мы все чаще стали использовать игры экологического содержания.

Игра – не развлечение и забава, а одно из серьезных средств педагогического воздействия на детей. Игра может с успехом использоваться во внеурочной работе со школьниками и рассматриваться как форма, средство и метод экологического воспитания.

Роль игры в экологическом воспитании определяется тем, что она способствует расширению знаний ребенка о природе, формированию нравственных представлений; развивает у детей способность предсказать следствие по причине; создает опыт упражнения в нравственном поведении; формирует у ребят потребность положительного воздействия на природу.

Игры, используемые в экологическом воспитании подростков и юношества, различны по форме содержанию: дидактические игры, ролевые, деловые, имитационные, игры-викторины, компьютерные; игры-упражнения (кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, лото, объяснение  пословиц и поговорок); игры-путешествия («Путешествия по земному шару с Красной книгой»); игры-соревнования. Для составления дидактических игр экологического характера используем пословицы и поговорки. Из них можно составить экологическое лото. Для этого выбираются пословицы и поговорки, имеющие экологическую окраску.  Игры-викторины – наиболее распространенный  и популярный вид игр, используемых нами в школе. Викторины составляются по принципу «вопрос-ответ» и сегодня приобретают самые разнообразные формы «Что? Где? Когда?, «Счастливый случай», «Брейн-ринг»).

Ролевые игры – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ученик выступает от имени ответственного лица: общественного или политического деятеля, ученого, судьи или технического специалиста. По ходу игры, отвечая на вопрос о сложившейся ситуации, ученик выбирает наиболее убедительные факты и явления.

Компьютерные игры. Применение компьютера позволяет учителю моделировать сложные биологические, химические, экологические процессы, выделяя их основные моменты. Использование всего разнообразия игр в учебной и воспитательной работе повышает усвоение экологических знаний и формирует экологическую культуру в целом. Однако следует помнить, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся. Одна и та же игра в разных классах проходит по-разному. Необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения. Одной из форм углубления эколого-биологических знаний школьников является экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся. Правильно организованные экскурсии способны привить любовь к природе. А любовь к природе – это великое чувство. Вступительная беседа учителя перед экскурсией, вопросы учителя во  время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Урок любви к природе можно продолжать и на уроках труда, ИЗО, когда ребенок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии.

Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются экологические проблемы. Учащимся можно поручить выполнение какой-либо полезной работы, направленной на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территорий, по которой проходит экскурсия, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельности. Им  можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или ближайшего леса, загрязненности водоема, реки, пруда, озера. Такая работа вызывает у школьников большой интерес, желание сделать что-то полезное, помогает воспитать бережное отношение к природе.

Не так это легко – научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Её же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого.

Природа как самый лучший художник воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус, невольно знакомит с важнейшим жизненным принципом «Не навреди!», ведь если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле, если понадобилась кора, то нужно найти поваленное дерево. Так, ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы да и самой жизни на земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого. Поделки из природного материала – это не просто забава и приятное развлечение, это настоящее мастерство, искусство, творческий процесс. Как неповторима природа, так неповторимы и её дары.

Сельские дети с самого раннего возраста хорошо знают не только домашних животных и условия их содержания, но и знакомы с разнообразными дикими животными и птицами. Они встречаются с ними во время самостоятельных экскурсий около села, в ходе посещении полей, лугов вместе с родителями. Знание животных и растений в определенной степени облегчает работу учителя по формированию у учеников понятии по экологии природоохранного характера, особенно во внеурочное время.

Поэтому практическая природоохранная деятельность учащихся имеет огромное значение в их экологическом воспитании, содействуя укреплению и конкретизации экологических знаний, полученных во время урока, что так же способствует развитию интереса и любви к природе и бережного отношения к ней, выработки у учащихся практических навыков в деле охраны природы.

Природоохранная деятельность с учащимися сельских школ хорошо организовать, создавая экологические клубы, экологические акции, экологические десанты, учебно-экологические тропы. Подобные работы, проводимые совместно со школьниками способствуют совершенствованию экологических знаний и умений, приобретению опыта общественно-полезной деятельности, что является вкладом в формировании их экологической культуры в целом.