Использование сказкотерапии в развитии монологической речи у детей с нарушением речи
№ 118
Лилия ГАЛИЕВА,
учитель-логопед I квалификационной категории детского сада № 100 г.Казани
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушение речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Одним из древнейших методов, активно применяемых в работе логопедами и педагогами, является сказка.
Поскольку значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с нарушениями речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы, сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа по коррекции звукопроизношения. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, которые в свою очередь влияют на развитие связной монологической речи. Ребенок чувствует себя активным участником сказки, поэтому сказкотерапия является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с нарушениями речи.
Для развития именно монологической речи хорошо подходят классические сказки. Именно они и являются основой для обучения пересказу, эмоционального диалога в монологе, развивая мимику и эмоционально-волевую сторону речи. Затем подключаются логосказки и создание сказок самостоятельно. В начале работы для развития монологической речи с детьми с тяжелыми нарушениями речи используются наглядные пособия и задаются наводящие вопросы, как опора для пересказа. Затем ребенок самостоятельно без подсказок рассказывает сказку.
Рассмотрим на примере конспект занятия, на основе сказки Б.Сергуненкова «Козел».
Задачи:
– формирование действий целеенаправленного восприятия текста;
– развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность);
– развитие фразовой речи; закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний; формирование навыков рассказывания.
Оборудование: шесть цветных картинок 15*15мм, с изображением персонажей и места действия, отдельная картина с изображением центрального персонажа.
Ход занятия
1. Организационная часть.
2. Отгадывание загадок о животных – персонажах сказки.
3. Чтение сказки. (Прочитывается дважды.)
4. Разбор содержания сказки.
5. Лексический разбор текста. Воспроизведение детьми предикативной основы текста (глагольные словосочетания, синтаксические конструкции), словопределений и т.д. Проводится с использованием отдельных иллюстраций.
Примерные вопросы:
– Где гуляли кони?
– Где паслись коровы?
– Что сделал петух?
– Что говорится в сказке о речке?
– Что сделал козел, когда прибежал домой?
– А что сделала хозяйка?
6. Составление рассказа по фрагментам (с опорой на иллюстрации) каждым ребенком.
7. Затем пересказ одним ребенком двух или трех фрагментов.