Что мы знаем о частях речи?

№ 116

(Урок русского языка для III класса)

Зухра БОГАПОВА,

учитель начальных классов гимназии №4 г. Казани

Технологическая карта  урока. 

 

Тема

«Что мы знаем о частях речи?»

Тип урока Урок общения и систематизации изученного
Цель:

 

1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.

2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка,  интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.

3.  Ввести алгоритм определения части речи,

формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, направленные на достижение личных результатов обучающихся:

-формирование чувства любви к родной природе;

-формирование уважения иному мнению;

-развитие самостоятельности и ответственности за поступки.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, направленные на достижение метапредметных результатов обучающихся:

-формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, направленные на достижение предметных результатов обучающихся:

— развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся распознавать части речи);

— отрабатывать умение применять изученные орфограммы;

— совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них, отбирать языковой материал для составления кластера.

Планируемые результаты

 

 

Предметные: научатся определять части речи, распознавать и сравнивать части речи, получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работают в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; осуществляют  самопроверку; отвечают на вопросы и оценивают свои знания.

Метапредметные :

Регулятивные УДД – определяют,   формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; планируют своё действие с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УДД – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают  информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «русский язык»; осваивают  способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

 Коммуникативные УДД – формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваются  и приходят к общему решению при работе в группе;  излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Личностные: развиваются  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.

Основные понятия  Понятия: части речи, служебные и самостоятельные части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог
Ресурсы:

 основные

дополнительные

Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

 

 

 

Этапы урока Содержание учебного материала

 

I этап. 

Организационный

 

I этап.   Организационный

Эмоциональный настрой. (Настроить детей на работу.)

 

Хоровое чтение наизусть стихотворения

А.С. Пушкина «Унылая пора»

II этап. Актуализация знаний

Цель  —  актуализировать  знания

  1. 1.      Внедрение в учебную деятельность.

 ( Создатьпроблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы  назвать тему урока.)

Работа в тетрадях

  1. 1.      Чистописание.

На доске запись:

УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!

— К нам пришла в гости Осень (на двери висит девушка-осень, сделанная детьми на уроке труда). Она принесла нам задания.

-Найдите лишнее слово.

(-Унылая)

— Почему оно лишнее?

(- Так как это имя прилагательное, а остальные имена существительные)

-Хорошо. Спишите в тетрадь.

Послушайте следующие приметы осени, найдите лишнее слово:

Опадают, летят, кружатся листья. (Листья – это имя существительное, а остальные глаголы)

Моросит, льёт, идёт дождь. (Дождь – это имя существительное, а остальные глаголы)

Золотая, холодная, ранняя осень. (Осень– это имя существительное, а остальные имена прилагательные)

-Как назвать одним словом имя существительное, имя прилагательное, глагол? (Части речи)

—  Что мы будем изучать?

(-Части речи)

Вывод.Итак, какая тема урока?

(- Части речи)

-На улице пасмурно, а к нам на урок пришли три солнечных зайчика. (Три жёлтых кружочка, на них написано СУЩ., ГЛАГ., ПРИЛ.)

-Я их повешу на доску. Первый зайчик – за первый ряд. Вы – команда имён существительных. Второй зайчик — за второй ряд. Вы – команда глагола. Третий зайчик – за третий ряд. Вы – команда имён прилагательных. За правильные ответы каждая команда получит жёлтые листья. А в конце урока мы украсим ими платье Осени.

— Что мы знаем о частях речи? (Дети дают определение каждой части речи, учитель поочерёдно нажимает  на определённый кружок на слайде, и открывается краткая запись определения)

3332

 (Слайд №3)

— А как определить часть речи?

233232

 (Слайд №4)

Для этого вспомним алгоритм.

 

Задание 3.

Словарная работа.

  1. Словарная работа. Самостоятельная работа.(3 слайд)

961(Слайд №5)

Второе задание Осени:

-Записать словарные слова в три столбика. В первый столбик – имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Взаимопроверка. (Меняются тетрадями. Если всё правильно,  рисуют улыбающийся смайлик на полях, если есть ошибки- грустный смайлик))

-Команда существительных (прилагательных, глагола),  прочитайте свои слова, называя орфограмму  и проверочное слово.

Вывод:

-Как вы определяли часть речи?

(Дети вспоминают алгоритм)

1. Умение заполнять таблицу.

-Третье задание Осени.

-Заполнить таблицу о частях речи. ( Детям раздаются листы с незаполненной таблицей. Шесть листов формата  А4. Дети работают в группах по 4 человека. Учитель засекает с помощью песочных часов время 3 минуты. Учитель собирает готовые таблицы. Пока развешивает на доске работы, дети самостоятельно проводят физминутку. Бонус для тех, кто напишет каким членом предложения является)

Проверка по шаблону.

Подсчёт правильных ответов. Раздача кленовых листочков победителям.

36(Слайд №6)

2.Мозговой штурм.

Работа в командах.

Дети составляют для каждой части речи кластер.

-Подумаем, что мы знаем о частях речи. Каждая команда составит досье на определённую часть речи. Первый ряд – на имя существительное, второй ряд – на глагол, третий ряд – на имя прилагательное.

( Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.)

Повторение знаний о каждой части речи.

— Проверяем каждую команду. Каждой команде за правильные ответы выдаются кленовые листочки.

Первая команда. Проверка по шаблону.

3214

(Слайд №7)

-Выполним разбор одного существительного:421

(Слайд №8)

Вторая команда. Проверка по шаблону.

4214

(Слайд №9)

-Выполним разбор одного глагола.

2424

(Слайд №10)

Третья команда. Проверка по шаблону.

8574

(Слайд №11)

-Выполним разбор одного прилагательного.

75421

(Слайд №12)

Вывод:

-Как вы определяли часть речи?

(Дети вспоминают алгоритм)

-А какие части речи вы ещё знаете?

(Наречие, числительное, предлог, союз, частица, местоимение)

III этап.  Обобщение и систематизация знаний.

 

Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу.

 

 

Задание 1.

-Осень приготовила для вас вопрос.

-На какие группы делятся все части речи?

354

 (Слайд № 13)

 

Один человек объясняет. Компьютер проверяет.

Задание 2.

-Осень приготовила для вас не только задания, но и игры.

Игра №1.

Прочитать про себя три слова, назвать четвёртое, объяснить — почему.

7421(Слайды №14-20)

 

Вывод:

-Как вы определяли часть речи?

(Дети вспоминают алгоритм)

Задание 3.

Игра №2.

Определить часть речи. Кликнуть на правильном ответе.

2411

Слайды № 22-27.

Вывод:

-Как вы определяли часть речи?

(Дети вспоминают алгоритм)

(11 слайд) Физминутка.

Литочки танцуют, листочки кружатся

И ярким ковром мне под ноги ложатся.

Как будто ужасно они занятые,

Зелёные, красные и золотые.

(Дети, изображая листочки, ходят, летают, кружатся по классу).

9654

(Слайд №28)

Задание 4.

Бонус:

-Найдите в этом стихотворении существительные, глаголы, прилагательные и др. части речи.

Проверка по шаблону.

754214

(Слайд №29)

IVэтап. 

Обобщение и систематизация знаний.

 

— Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

 

Задание 5.

Работа в паре.

Составить из слов предложение.

Синтаксический разбор предложения.

987 3547 75411

 (Слайд №30)

 (Организовать самостоятельную  работу.)

 (Включить учащихся  в обсуждение проблемных вопросов.)

(Для некоторых детей приготовить алгоритм синтаксического разбора)

Проверка.

Дети комментируют весь разбор.

V этап.  Контроль. Самопроверка знаний.

 

1. Самое главное испытание – это тест (31-32 слайды).

Детям раздаются листочки с тестом.

Правильные ответы берут в кружочек (на листочках).

3547

Взаимопроверка в парах (по шаблону).

987

2. Вопросы на смекалку и для повторения.

Выбери верное утверждение.

7419

VI этап.  Рефлексия учебной деятельности

Цель —  научить осознавать свои достижения

1. Рефлексия.

345

(Слайд №34)

— Чему вы научились?

Оцените урок.

Все кленовые листочки приклеиваем на платье Осени.

2.  Домашнее задание.

3. Бонус. Игра «Шерлок Холмс». Догадаться, о какой части речи идёт речь, назвать все приметы подозреваемого.

654

(Слайд №35)