Играй, гармонь любимая!
№ 115
Гульнара АХМАДЕЕВА,
зам. директора по эстетическому воспитанию, учитель музыки I квалификационной категории татарской гимназии №14 им. Хади Атласи г. Бугульмы
Цели мероприятия. Ознакомить учащихся с историей создания гармоники. Расширить знания учащихся о разновидностях гармоник. Побудить интерес учащихся к изучению народных инструментов.
Оборудование. Различные виды гармошек (тальянки, хромки, саратовские гармошки, баяны), плакаты, рисунки.
Ход мероприятия
(Исполняется танец «Гармонь».)
1-й ведущий.
Йөрәкләргә рәхәт тула
Гармунда бер уйнасаң.
Телгәли ул йөрәкләрне
Уйный белеп уйнасаң.
2-й ведущий.
Выразительный и страстный
То тихоня, то буян,
То немыслимый романтик
Всех чарующий баян.
1-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались на праздник, который мы назвали «Играй, гармонь любимая!». Здесь вы познакомитесь с историей гармони, узнаете о ее разновидностях, услышите о ней стихи и песни, а также исполнение наших юных музыкантов.
(Обработка песни «Кил, иркәм». Исполняет ансамбль баянистов.)
2-й ведущий. Без гармошки и его разновидности баяна, аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни праздника, ни концерта художественной самодеятельности. Кажется, что гармонь существовала всегда, а между тем это один из молодых музыкальных инструментов.
А без гармошки как без ложки,
А без гармошки свет не мил.
А кто же, милая гармошка,
Тебя придумал, сотворил?
1-й ведущий. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Ее первым изобретателем был Фридерик Бушман. Он изобрел гармонику напоминавшую детскую игрушку. Но его гармошка была несовершенной и как нередко бывает, в технике идею подает один, а разрабатывает ее другой, гармоника Бушмана попала в руки венскому мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствовал ее и назвал аккордеоном. На его аккордеоне уже можно было играть – правда простые мелодии. Здесь хотелось бы уточнить то, что аккордеон мы привыкли считать более современным инструментом, а оказывается, что с него-то все и началось.
2-й ведущий. А сейчас посмотрим, как же гармоника попала в Россию.
Произошло примерно то же самое, что происходит сейчас с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники – не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако, здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром – очень скоро из экзотического инструмента гармошка превратилась в народный инструмент.
Ох, эти планки пальцем тронь,
Весь день не снимешь руку.
И не уймешь ее, гармонь,
Любовь твою и муку.
И ты нежно заиграла
И зажгла в сердцах огонь.
Вот за что тебя люблю я,
Наша милая гармонь.
(В исполнении баяниста звучит «Кадриль» (В.Темнова.)
1-й ведущий. Так гармошка превратилась во всеми любимый народный музыкальный инструмент. А обязаны мы этим не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там, услышав ее, выторговал. Привез домой и как всякий любознательный мастер, разобрал инструмент и, изучив его, сделал такой же. Очень скоро изготовление гармошек в Туле стало повальным увлечением, а затем начали открываться первые фабрики по изготовлению их. Фабрики открывались и в других городах, стали появляться ее разновидности, потому что в каждой области ее подлаживали под свои напевы. Так, появились саратовская, елецкая, вятская гармоники. Отличаются они друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок (отсюда название двухрядка, трехрядка). А в 1907 году Белобородов создал хроматическую гармошку, которая явилась предшественницей современного баяна. Этот инструмент состоит их трех частей. Правая сторона имеет два ряда. В левой стороне – кнопки для аккомпанемента и мех. При растяжении меха образуется сжатый воздух, создающий вибрацию металлических язычков. В результате возникает звук.
(Обработку татарской народной песни «Алмагачлары» исполняет ученик на хроматической гармошке.)
2-й ведущий. Еще одной разновидностью гармоники является аккордеон. Этот инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки, а звучание его серебристое, приятно вибрирующее, которое называется разливом.
Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармони?
Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения. Особенность гармони в том, что у нее нажатием одной кнопки левой руки извлекается не один звук, а целый аккорд (т.е. созвучие трех звуков). Это делает более легким исполнение простых музыкальных произведений – песен, танцев.
Во-вторых, даже первые, несовершенные инструменты обладали ценной особенностью, они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться мехом.
В-третьих, привлекалась неприхотливость инструмента. Гармоника десятилетиями не требует подстройки, даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях. А мы знаем, что любой струнный инструмент приходиться каждый раз подстраивать перед игрой.
В-четвертых, играть на ней можно не только сидя, но и стоя, еще и приплясывая при этом. Какими-то из этих качеств обладают и другие инструменты. Но сочетание всех особенностей в одном инструменте делает гармонику неповторимой.
Так постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие. И вот в 1905 году музыкант Яков Орланский-Титаренко делится с гармонным мастером Петром Стерлиговым идеей нового инструмента. Появляется инструмент, который назвали баяном в честь древнерусского певца-сказителя. Вдвоем они создали инструмент с самого начала настолько совершенный, что он в принципе не изменился до сих пор хотя улучшения, конечно, были (есть инструменты с пятью рядами, обогащенные различными регистрами). И этому инструменту стало доступно все от сложных классических произведений до простых народных мелодий.
(Попурри на татарские мелодии исполняет ученик на баяне.)
1-й ведущий. Баян – это инструмент, звуки которого проникают глубоко в душу каждого человека. На нем прекрасно звучат произведения различного характера, будь то светлые лирические или задорные плясовые.
Ох, гармошка, чудо-встряска,
Пальцы вверх и пальцы вниз.
Где гармошка – там и пляска,
А без пляски – что за жизнь.
Уйна, дустым, гармуныңны
Без жырлаган көйләргә.
Без жырлаган, сез уйнаган
Калсын сагынып сөйләргә.
(Вальс «Яшьлек» исполняет ученик на баяне.)
2-й ведущий. Большую роль баян сыграл во время Великой Отечественной войны. Война – это тяжелое испытание для всего народа, в т. ч. и для артистов, выступать приходилось в трудных условиях: на передовых позициях, при переездах под огнем противника. На фронте чувства обострены, каждое доброе слово согревало бойцов, и обаятельные звуки гармоники особенно быстро находили путь к сердцам людей. В стихотворении В.Степанова «Баян» в простой повествовательной форме раскрывается отношение к этому инструменту:
В грязи буксовали машины,
Стихал огневой ураган.
В Полесском селенье нашли мы
Потрепанный русский баян.
Его из немецкой землянки
Достал мой, товарищ сапер,
И ласково корпус и планки
Шершавой полою протер.
И, тронутый теплым участьем,
Баян на коленях бойца
Запел и заплакал от счастья
И дрогнули наши сердца.
Он пел в разоренном Полесье
Под небом от горя седым.
Свободные русские песни,
В плену не забытые им.
Он пел на заре переливно
О кленах, о Туле родной…
Он с песней дошел до Берлина
И с песней вернулся домой.
(«На сопках Маньчжурии» В. Шатрова исполняет ученик на баяне.)
1-й ведущий.
Их, гармуннар уйный белсәм,
Моңлы жыр сузар идем.
Моңсызларга моңнар биреп,
Бер җырлап узар идем.
Яңгыратып бистәләрне
Гармун уйный кичләрен.
Көмеш телле гармун сөйли
Яшь егетнең хисләрен.
(Исполняется песня «Гармунчы».)
1-й ведущий. Как вы уже заметили, на баяне прекрасно звучат произведения как татарского, так и русского народов. Нам уже известно, что баян создали русские мастера, но он настолько полюбился татарскому народу, что мы стали считать своим родным.
История татарской гармони связана с именем Михаила Вараксина. Это мастер, который делал гармошки у нас в Поволжье. И его гармошки были очень популярны.
В 1934 году в г. Казани открывается фабрика музыкальных инструментов, где наряду с другими музыкальными инструментами стали производить тальянки, хромки.
Делом распространенным стало изготовление гармошек в Татарстане отдельными молодыми мастерами: в Казани – Вагизом Нигматзяновым, в Сарманове – Сагетдином Камалетдиновым, в Арске – Салихом Валеевым.
Особой национальной гордостью татарского народа является тальянка. Этот инструмент родом из Италии отсюда и название итальянка. Он настолько полюбился татарскому народу, что мы стали считать его своим родным. Он также как и все гармоники состоит их трех частей, но в отличии от баяна, хромки у него правая сторона имеет один ряд, состоящий из 12 или 16 клавиш. А теперь давайте послушаем, как он звучит.
(«Башкирский танец» ученик исполняет на тальянке.)
2-й ведущий.
Туган жирем – Идел буе,
Һәр телнең бар туган иле.
Туган жирнең кебек назлы,
Жырдай моңлы татар теле.
(«Идел вальсы» Г.Ильясова исполняет ансамбль баянистов.)
1-й ведущий. Халкыбыз ижатының сихерле көзгесенә бер карасаң, татар халык жырларының моңын куңелең белән тойсаң, милли уен-биюләрен күрсәң, бу көзгедән тиз генә аерылам димә. Анын сихри көче дә шунда: ниндидер бер көч, гармун тавышы булып, үз артыннан ияртә, моң булып күңел кылларына кагыла.
2-й ведущий. Дорогие ребята, наше путешествие в страну гармоники подходит к концу. Мы с вами познакомились с историей возникновения гармоники, с ее разновидностями хромкой, тальянкой, баяном, аккордеоном, а также узнали о роле ее в жизни людей.