Счет в пределах 10
№ 113
(Интегрированный урок математики и окружающего мира в I классе)
Лейсан СУВОРОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №64 г. Казани
Цели: развитие устных вычислительных навыков в пределах десяти; создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Задачи:
– продолжить формирование знаний о составе чисел в пределах 10;
– развивать умение составлять задачи;
– познакомить со знаками: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «наземный пешеходный переход», «дети», «движение пешеходов запрещено»;
– развивать внимание, память, логическое мышление, самостоятельность, способность к самооценке;
– воспитывать культуру поведения на улице и дороге.
Формирование универсальных учебных действий:
регулятивные:
– формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
– развивать способность определять последовательность выполнения действий при решении примеров и задач, сравнивать результаты своей работы с заданным эталоном;
– определять и осознавать уровень усвоения и успешность выполнения задания в диалоге с учителем;
познавательные:
– наблюдать и делать выводы;
– развивать способность составлять задачи, вычленять главное и второстепенное;
– определять способы решения задач;
коммуникативные:
– слушать и понимать речь своих товарищей;
– развивать умение точно выражать свои мысли, работать в парах;
личностные:
– формировать навыки самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
– контролировать себя, свои действия;
– чувствовать ответственность за безопасность свою и других людей на дороге и понимать речь своих товарищей;
– развивать умение точно выражать свои мысли, работать в парах;
личностные:
– формировать навыки самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
– контролировать себя, свои действия;
– чувствовать ответственность за безопасность свою и других людей на дороге.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность
учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности
|
– Здравствуйте, ребята!
– Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло письмо. По дороге письмо попало под дождь и некоторые слова в письме отсутствуют. Попробуйте прочесть. «Дорогие ребята, приглашаю вас в страну… Дорогу вам укажет… Помогите мне расколдовать…». – Что-то непонятно. В какую страну мы должны отправиться? Что нам укажет дорогу, что поможет расколдовать? – Ребята, вам понятно? – Давайте поищем, может быть, мы где-нибудь найдем подсказку? (Учитель читает.) По городу, по улице, Не ходят просто так. Когда не знаешь правил ты, Легко попасть впросак. Свои имеют правила Шофер и пешеход. – Вы догадались, в какую страну нас приглашают? – А кто же нам укажет дорогу в эту страну? – Отгадайте загадку: Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь И машинам помогаю, И тебе хочу помочь. – Правильно: светофор. – Что случилось в этой стране? Хотите узнать? – В этой стране случилась беда. Злая ведьма заколдовала все дорожные знаки. Жители этого города ждут вашей помощи. Поможем, ребята? |
– Нет
– В страну дорожных знаков
– Светофор
– Да
Поможем |
II. Актуализация знаний и фиксация пробного учебного действия
|
– Для этого надо пройти все препятствия, выполнить задания и расколдовать дорожные знаки.
– Посмотрите внимательно на светофор. Куда пропали все сигналы? – Нам надо правильно выполнить задание, и тогда светофор откроет свои глаза Арифметический диктант
Взаимопроверка. – Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте работу товарища |
Взаимопроверка 10, 5, 4, 7, 2, 3, 1, 8 |
III. Локализация индивидуальных затруднений
|
– Молодцы! Вот посмотрите, светофор заработал.
– А для чего нужен светофор?
– Правильно. Светофор – добрый друг и помощник водителей и пешеходов. Он указывает, кому разрешается ехать или идти, а кому стоять на месте. И все обязаны подчиняться его сигналам. – Давайте продолжим наше путешествие по стране дорожных знаков. Посмотрите, что же это такое. – Давайте попробуем отгадать ребус. – Молодцы! Но на нашем пути встретилась дорога. «Иди через дорогу там, пешеход, Где знаком указан тебе переход» – Давайте попробуем перейти дорогу. Для этого вставьте пропущенные числа, вспомнив состав числа 10. |
(Ответы детей.)
Отгадывают и на экране появляется слово «улица» |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта
|
(Дифференцированная работа по карточкам: «слабые» дети решают 3 – 4 примера, вставляя пропущенные слагаемые, «средние» дети решают примеры, вставляя пропущенные слагаемые; «сильные» показывают все способы образования числа 10.)
Карточки для «слабых» +3 = 10 6 + =10 2 + =10 + 9 =10 Карточки для «средних» 1+ =10 3+ =10 8+ =10 6+ =10 + 2 = 10 +7=10 5 + = 10 9+ =10 4+ = 10 Карточки для «сильных» + =10 + =10 + =10 + =10 + =10 + =10 + =10 + =10 + =10 |
|
V. Первичное закрепление во внешней речи
|
– Давайте проверим.
– Ну, что же, мы готовы переходить дорогу. – Посмотрите, что же это за знак у дороги? Этот знак такого рода: Он на страже пешехода. Переходим с вами вместе Мы дорогу в этом месте. Как называется этот знак?
– Пользуясь пешеходным переходом, нужно быть очень внимательным. Ведь ты переходишь на другую сторону дороги по проезжей части улицы. Подходя к наземному переходу, остановись и посмотри налево, а дойдя до середины дороги, посмотри направо, убедись, что нет поблизости транспорта. – Молодцы! Итак, мы перешли дорогу. – Ай-ай, что же такое? Кто-то перебегает дорогу, а на него несутся автомобили. – Напомним ротозею строго: Стоп! Здесь проезжая дорога! Кто так на улице резвится, Потом окажется в больнице. – Посмотрите, здесь даже знак стоит. – Какой это знак?
– А чтобы пойти нам дальше, нужно решить задачу: Задача. У дороги в мяч играло 6 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Сколько всего девочек играло у дороги? – Это «правильная» задача? – А правильно ли вели себя ребята? – А кто из вас играет у дороги? – А где можно играть в мяч?
– Составьте задачу о детях, которые не нарушают правила дорожного движения и играют в положенном месте. |
«Пешеходный переход»
«Движение пешеходов запрещено»
– Во дворе дома, на детских площадках. (Ответы детей.) |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Задача. На детской площадке в мяч играло 6 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Сколько всего девочек играло на площадке в мяч? (Проверка по слайду 13.)
Физминутка Я иду и ты идешь, Раз, два, три. Я пою, и ты поешь- Раз, два, три. Мы идем и поем- Раз, два, три. Очень дружно мы живем- Раз, два, три. – Смотрите, ребята, у нас на пути еще один знак. Нарисован знак вот так: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. – Какой это знак? Для чего он служит?
– А это что за знак? На дороге пешеходам Делать нечего сейчас. Под землею даже площадь Перейти гораздо проще. – Правильно, а чтобы спуститься по этому подземному переходу, мы должны исправить ошибки в примерах. 2+7=10 6-3=4 8-5=2 – Давайте проверим. – Посмотрите, еще один знак. Что за лестница вверху? Ты идешь как по мосту. От машин тебя спасет Наш …
– Поднимемся по переходу – исправляя ошибки. 4+3 =8 9-4=7 5-0=0 – Проверяем |
Самостоятельная работа. Решение задачи записать в тетрадь
Предупреждает водителей, что близко школа или детсад.
«Подземный пешеходный переход»
«Надземный переход»
|
VII. Включение в систему знаний и повторение
|
– Итак, мы все задания выполнили. И страна дорожных знаков хочет вам что-то сказать. Для этого вы должны расшифровать слово, решив примеры и расставив ответы в порядке возрастания
7+0+1–5= л 4–1+6–7= о 7–6+1+3= д 2+3+4–8= м 9–9+4–0= о 6–4+6–2= ц 2+6–3+2= ы – Какое слово у вас получилось? Что хочет сказать вам страна дорожных знаков? – А сейчас проверим вашу внимательность. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья» Будете отвечать хором. Игра «Это я, это я — это все мои друзья Если вы знаете дорожные знаки, правила дорожного движения и поступаете согласно этим правилам, то отвечайте – «Это я … », если не согласны, то молчите. 1. Кто из вас идет вперед, Только там, где переход? (Это я …) 2. Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора? (…) 3. Знает кто, что цвет зеленый Означает что путь открыт, А что желтый свет всегда нам О внимании говорит? (Это я …) 4. Знает кто, что красный цвет – Это, значит, хода нет? (Это я …) 5. Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой ? (…) |
– Молодцы)
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности | – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
– Вам было легко или были трудности? – Что вам понравилось на уроке? – Какие дорожные знаки мы сегодня повторили? |