Знаю всё о любимой Казани
№ 112
(Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста)
Любовь КАРПОВА, учитель-логопед детского сада №162, Центра развития ребенка – детского сада №111 г. Казани, старший преподаватель кафедры теоретической и инклюзивной педагогики Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова.
Равия ХАМИДУЛЛИНА, воспитатель по обучению детей татарскому языку Центра развития ребенка – детского сада №111 г. Казани.
Проблема становления речевой компетенции в рамках специально организованного образования, воспитания и коррекции ребенка с неродным русским языком обучения тревожит педагогическую общественность Республики Татарстан, где дети воспитываются в условиях билингвальной среды.
Успешность овладения языками зависит от естественности и гармоничности процесса погружения в лингвистическую среду и от его сроков, при условии соответствия норме психофизического развития ребенка. Оптимальна для становления двуязычия ситуация, когда происходит параллельное усвоение обоих языков при уже сформированной фразовой речи на одном из них.
Основная задача образовательной организации в работе с ребенком- билингвом – полноценная и позитивная инклюзия, своевременная коррекция или профилактика речевых нарушений, обусловленных нарушением фонематического восприятия, отсутствием навыка лексико-грамматической самокоррекции, несформированности коммуникативной функции речи. Эти меры необходимы для усвоения программного материала ребенком с двуязычием и для позитивной адаптации его к образовательной организации.
Есть множество приемов формирования навыков коммуникации у ребенка с двуязычием. Отрабатывая в игре жизненные ситуации, ребенок приобретает навык коммуникации, которым он умело воспользуется, оказавшись в реальной жизненной ситуации.
Предлагаем вариант включения – путешествие по родному городу.
Интегрированное занятие «Знаю всё о любимой Казани».
Задачи: развитие речевой компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи, развитие ВПФ; воспитание патриотизма, толерантности, культурного, эмоционального, социального интеллекта и кругозора.
Предварительная работа: работа со стихотворным, видео- и аудиоматериалом, картинным адаптированным материалом на русском и татарском языках о достопримечательностях Казани, о национальной кухне, костюме, праздниках, легендах; экскурсии по городу с родителями; работа в творческой мастерской: изготовление открыток, поделок, стендов, коллажей, совместных проектов, презентаций и интерактивных пособий о Казани.
Мотивационный этап.
— Давайте поздороваемся улыбками и объятиями друг с другом, поделимся искоркой хорошего настроения, пожелаем удачи.
Включение в занятие.
— Как можно увидеть город сверху? (Подняться на шаре, на самолете, на облаке, на орле…) Приоткройте дверь своим чудесным фонариком и узнайте, что нас ждет. Я зову вас в волшебное путешествие по одному из красивейших, величественных, славных городов мира. Как его величают? (Демонстрация надписи «Казань».) Что гласит легенда о толковании названия города? (Название образовалось от слова «казан» — «котел».) Где находится наш город? (На реке Казанке; надпись «Казанка».) Как называют жителя города? (Надпись «казанец».) А если всех жителей города? (Надпись «казанцы».)
— В.В. Маяковский, поэт 20 века, говорил: «Начинается земля, как известно, от Кремля». Московский Кремль расположен в Москве. А как же назвать наш Кремль? (Надпись «казанский».) Вот как много «родственников» у слова «казан». Чтение названных слов и составление фраз с ними. (Анализ составленных предложений по ведущей модальности: веселое или…, смешное, скучное или…, легкое или…, злое или…)
— Мы пролетаем около герба города, на котором изображен Зилант. Расскажите о нём (птичьи крылья, лапы и когти, змеиный хвост, корона). Полетаем на нем? Задобрим волшебными шариками с пожеланием добра, мощности, мудрости, дружбы (самомассаж ладоней и пальцев рук мячиками су-джок – передаем шарику свою тепло и любовь). Полетели…
— А сколько же башен на территории Кремля! Спасская знаменита главными и самыми правильными часами города. Превратитесь в часы и отстучите точное время: д-д-д; д—д-д, д-д-д—-д. Тот же ритм воспроизведите, но без участия ладоней (топают, щелкают, поют, проговаривают, считают, показывают плечами, языком, глазками, играют на инструментах). А в Тайницкой башне располагался подземный тайный ход к берегу Казанки. Давайте пройдем тайным ходом башни. Пальчиковая пятиминутка «Пройди по тайному ходу» (квадраты 20 на 20 из стекла, металла, фанеры, сена, пластика, бусин, аппликаторов, ткани, наждачной и обычной бумаги, песка, полиэтилена, зеркальной, губчатой поверхности, круп).
— Чтобы путешествие было оживленнее, давайте загадывать друг другу слова, славящие нашу Казань (Сююмбике, часы, кремль, мечеть, музеи, театры…).
— Вы загадали про башню Сююмбике. А кто знает, сколько у нее этажей? (Семь.) Нарисуем обеими руками? (Зеркальное рисование на бумаге А3 фломастерами из одной точки, с остановками для отдыха на каждом ярусе.)
Динамическая пауза. Релаксация.
— А теперь послушайте стихотворение удобным для вас и для восприятия способом, стоя или лежа, в движении или в покое, с закрытыми или с открытыми глазами. (Звучит стихотворение «Я городом своим горжусь и восхищаюсь», каждое последующее прослушивание сопровождается проговариванием детей в сочетании с движениями рук, танцем).
Я городом своим горжусь и восхищаюсь,
Я в нем легко дышу и радостно живу,
И, каждый раз из путешествий дальних возвращаясь,
Его всё величавее и краше нахожу.
Широкие проспекты, красива лесополоса,
Манят своим величием днем и ночью небеса,
Культурные объекты, их не перечесть,
Всё это в городе любимом было, будет, есть.
— Закройте глазки и представьте, о чем можно сказать: Кремлевские…, казанский…, высокая…, тысячелетняя…, белокаменные…, веселый…
— А давайте сыграем в капризный мячик: я говорю слово, а вы его возвращаете с противоположным значением: низкая башня — …, старый дом — …, темный двор — …, тихий сквер — …, чистый парк — …, грустная песня — …, широкий коридор — …, пустая аллея — …; спускаюсь — …, радуюсь дождю —…, встаю рано — …, нахожу — …, продаю билет — …, встаю с места — …, дарю — …,
выхожу из цирка — …
— Давайте зайдем в цирк? Занимайте очередь в кассы, берите билеты, рассаживайтесь на свои места согласно указанному в билете месту и ряду (дети определяют свои места на схеме). Представление закончилось. Поможем артистам цирка собрать ковер, кусочек которого повредился во время выступления львов (поиск фрагмента ковра, игра на зрительное восприятие). За нашу помощь волшебник-иллюзионист превратил обычный цирковой ковер в ковер-самолет, который домчит нас домой. (Спасибо.) Перед отправкой давайте оставим цирковым артистам на память о себе послания из кремлевских кирпичиков: я, родной, Казань, любить, свой, город.
— Давайте соберем сувениры близким и родным. (Разрезные картинки с изображением Кремля; звучит национальная музыка, стихи о Казани.)
— Что Вам понравилось в путешествии? Каким оно было на цвет, на вкус, на ощупь, на слух, а какой у него был аромат? Спасибо всем за чудесную экскурсию!!! Отстучали по слогам: «Спасибо за путешествие, И.О. педагога».