Что такое культура?
№ 111
(Урок обществознания в IX классе)
Рафаэль СУЛЕЙМАНОВ,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Черемшанской кадетской школы-интерната им. героя Советского Союза И.Н.Конева
Цель: дать представление о понятии «культура», ее место в духовной сфере общества, дать характеристику форм и типов культуры, основных функций.
Задачи:
образовательные: познакомить с понятием «культура», раскрыть особенности форм и типов культуры, ее основных функций;
развивающие: продолжить развивать умения работы с учебником, анализировать, выражать собственную точку зрения;
воспитательные: воспитывать уважение к различным культурам, способствовать воспитанию толерантности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приемы: беседа, рассказ, работа с книгой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Организуется беседа по вопросам:
– Что вы знаете о «духовной сфере общества»?
– Какие элементы она включает?
– С каким из элементов мы еще не знакомы?
Учитель. Правильно, мы с вами не познакомились с такой структурой, как культура.
III. Изучение нового материала
Учитель. Запишите тему сегодняшнего нашего урока «Что такое культура?». Какую цель и задачу вы поставите себе на уроке? (Ответы учащихся,)
Задание. Составить кластер с ассоциациями по теме «Культура».
Культура |
Воспитанность |
живопись |
Песни |
Книги |
Музей |
Поведение |
театр |
Этикет |
– Посмотрите на кластер и скажите, как вы думаете, что же такое культура?
– У понятия «культура» есть около 200 определений, они зависят от того в узком или широком смысле слова мы его берем.
Само слово «культура» в переводе с латинского языка означает обработка, возделывание земли. С I в. до н.э. под культурой стали понимать воспитание человека, развитие его души и образование.
(Запись в тетради.) Культура – это совокупность поведения, достижений науки и творчества целого народа или группы.
Задание. Посмотрите на кластер и подумайте, на какие две группы можно разделить ваши ассоциации. (По ходу ответов учеников составляется схема.)
Культура
Материальная Нематериальная (Духовная)
— театр — поведение
— книги — этикет
-живопись — воспитанность
— музей — песни
– Что у нас получилось? Правильно, это предметы духовной и материальной культуры.
– Скажите, зачем нам нужна культура, какие она несет в себе функции? (Ответы учащихся.)
Запись в тетради.
Функции культуры:
– познавательная (целостное представление о народе);
– оценочная (дифференциация ценностей);
– регулятивная (нормы и требования общества);
– информативная (передача, обмен знаниями);
– коммуникативная (сохранение, тиражирование ценностей);
– социализации (приучение к социальным ролям).
Задание. Разделить класс на две команды, поработать с материалом учебника и выполнить следующие задания:
1-я команда изучает классификацию типов культуры и выступает;
2-я команда заполняет таблицу «Формы культуры».
Форма культура | Особенности | Кем создается | На кого ориентирована | Пример продукта |
Народная | ||||
Массовая | ||||
Элитарная |
Задание. Давайте попробуем разобраться во влиянии культуры на духовную жизнь, найдем положительное и отрицательное ее влияние. (Работа у доски.)
Влияние культуры на духовную жизнь общества
«+» «-»
— дает представление о мире — унифицирует сознание
-развитие технологий — формирование ложных потребностей
-отвечает потребностям человека — подменяет реальную жизнь
IV. Закрепление материала
Задание. Составить синквейн по теме «Культура».
1. Культура.
2. Материальная, духовная.
3. Развивает, обогащает, воспитывает.
4. Культура — это мера человечности в человеке.
5. Воспитание.
V. Рефлексия
Учитель. Наш урок подходит к концу. Вам понравился урок? Чему научил нас этот урок? Достигли ли вы поставленных в начале урока задач?
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок
Домашнее задание – практикум на стр. 135.
По желанию написать эссе на тему «Массовая культура ведет к исчезновению личности, индивидуальности, к формированию массового человека, которым легче манипулировать».