Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК

№ 109

«С. Козлов «Не улетай, пой птица!»

(Конспект открытого урока в малокомплектной школе по русскому языку и литературному чтению. II — IVклассы)

Алина ХАКИМЗЯНОВА,

учитель начальных классов Старочурилинской средней школы Арского района

2 класс

4 класс

Тема: Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК.

Цели урока:

  1. Создать условия для усвоения механизма образования слов-названий признаков с помощью суффиксов; выявление чередования согласных в корне слов;
  2. Формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений;
  3. Способствовать развитию интереса к изучению русского языка;
Тема: «С. Козлов «Не улетай, пой птица!»

Цели урока:

  1. Познакомить с рассказом С. Козлова;
  2. Развивать умение анализировать текст, рассуждать, отыскивать нужную информацию;
  3.  Воспитывать интерес к природе, внимательное отношение к ней;

 

Оборудование и материалы: учебник Н. А. Чуракова «Русский язык 2 класс», «Литературное чтение 4 класс»;  раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

  1. I.                  Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Все за парты тихо сели.

Отдохнуть мы все успели.

Будем мы сейчас учиться,

Не годится нам лениться.

Все хотим отметку «пять»

На уроке получать.

 

  1. II.               Актуализация знаний
– Сегодня на уроке мы будем исследователями части слова и расширим наши представления о понятии «Суффикс».

  1. 1.     Чистописание.

– Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока.

(На доске  кок ик ёк)

– Что общего в записях?

– Какую часть слова вам напоминают эти сочетания букв?

–Запишите их в тетрадь чередуя.

 2. Словарная работа.

– Какие части слова вы еще знаете?

– Что такое корень? Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня?

– Ребята, прочитайте и исследуйте слова на карточках: лес, лесной, лесок.

– Что вы можете сказать о данных словах?

— Разберите эти слова по составу.

  3. Проверка результатов

– Сделаем выводы. Какие части слова вам встретились в данных словах? Вспомним, что мы знаем об этих частях слова?

– С помощью чего образовались новые слова? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Это новая тема для вас?

 III. Формирование новых ЗУН.

  1. 1.     Самостоятельная работа по карточкам.

– Образовать новые слова с помощью суффикса – ок.                                    

 

Физкультминутка «ОБЛАКА»

  1. 2.     Работа по учебнику. Работа с обратным словарём.

Упр. 34. Прочитайте задание.

– Что можете сказать об этих словах? Как образовались новые слова?

Прочитаем объяснение Волшебницы Анишит Йокоповны. Чем вызвано чередование согласных? (Ответы детей)

– Новое слово всегда образуется не от другого слова, а от основы другого слова с помощью суффикса –н-.

IV. Закрепление полученных ЗУН.

  1. 1.     Работа по учебнику (упр. 32 стр.34)

– А теперь исследуем, как

образовались слова – названия признаков. Устно объясните, как образовалось слово «Удачный».

Аналогичная работа с другими словами письменно.

  1. 2.     Работа в рабочих тетрадях.

Упр. 27, стр. 20, работа в парах.

Образуй от слов – названий предметов с помощью суффикса –н- слова — названия признаков. Обозначь окончание.

Молоко –

Рука –

Скука –

Река –

Докажите устно, как образовались новые слова.

Взаимопроверка по образцу.

– Кто выполнил задание без ошибок?

– На что следует обратить внимание при написании слов – названий признаков?

– с помощью какого суффикса образовали слова – названия признаков?

V. Итог урока.

–А теперь давайте подведем итог нашего урока .

– Над какой темой мы сегодня работали?

– Зачем нужен был этот урок?

– Какие открытия совершили?

– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно отличились …

Домашнее задание.

 

 

 

 

  1. Чтение стихотворения С. Козлова

«Я на солнышке лежу».

– А теперь послушайте песенку.

– Кто автор этих стихов? Что он еще писал? («Ёжик в тумане», «Разрешите с вами посумерничать» и т. д.)

– Давайте вспомнимо чем писал С. Козлов?

– Как вы думаете какова тема сегодняшнего урока? (прочитать в учебнике стр. 29)

– На примере произведений С. Козлова мы учились видеть красоту.  А познакомившись с новой сказкой автора, нам предстоит ответить на вопрос: «Как на нас воздействует красота?»

III. Формирование новых ЗУН.

  1. 1.     Работа в парах.

– Но сначала познакомимся с биографией писателя. (Русский язык 2 ч. Стр. 120-121)

–Почитайте биографию и заполните таблицу.  (проверка)

2. Знакомство со сказкой «Не улетай, пой, птица! »

– Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Не улетай, пой, птица!» и будем вести разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого из нас.

– А можем ли мы, не читая сказку, предположить о ком или о чем она?

– Я предлагаю вам послушать эту сказку, и не забывайте, на какой вопрос мы должны ответить.

3. Слушание аудио сказки.

Физкультминутка «ОБЛАКА»

– Верны ли были ваши предположения?

4. Повторное чтение. Жужжащее чтение.

–Чтобы нам поработать с текстом предлагаю вам почитать это произведение вполголоса.

Кто быстро прочитает, просматривает глазками вопросы.

5. Анализ произведения.

– Хочет ли Заяц научить Поросёнка прыгать?

– Как он это делает? Найди строчки в тексте, подтверждающий твой ответ.

– Можно ли назвать Зайца хорошим учителем? Замечает ли он, что все мысли и чувства Поросёнка заняты совсем другим?

– Что же так заинтересовало Поросёнка?

– Вы догадываетесь, что это за птица? (Фотографии соловья).

– Как же подействовало на Поросёнка пение соловья? Как можно назвать охватившее его чувство?

– А вы хотите услышать то, что слышал Поросёнок?

Слушание песни соловья (запись)

– Какие чувства вы испытали, когда слушали трели соловья?

– Почему же поросенок заплакал?

–Как вы думаете почему Поросёнок слышал пение птицы, а Заяц –нет?

– Почему Поросёнок не делится с Зайцем своими впечатлениями?

-Так какова же сила красоты?

V. Итог урока.

– Какова была тема урока?

– Какие цели ставили на урок?

– Понравился вам сегодняшний урок?

Рефлексия.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я научился…

Было трудно…

Домашнее задание.