Компетентностно-ориентированные задания по теме «Местоимение» по предметам русский и английский языки

№ 102

Гульназ ГАФИЯТУЛЛИНА,

учитель русского языка высшей квалификационной категории средней школы №171 г. Казани

Наиля ЗАКИРОВА,

учитель английского языка высшей квалификационной категории средней школы №171 г. Казани

Цель: побудить ученика к задействованию имеющихся предметных и общеучебных знаний и умений о местоимениях, освоению новых способов работы с текстом, поиску необходимых источников информации; формировать  предметные и общепредметные компетенции для формирования и проверки уровня предметных, межпредметных и ключевых компетенций (компетентностей).

1-е задание

Компетентность: информационная.

Аспект: извлечение первичной информации.

Уровень 1. Структура задания.

Стимул.

– Вы любите сказки? И я люблю. А вы, ребята, любите сказки? Тогда мы вас приглашаем в путешествие по сказкам, чтобы узнать больше об одной интересной части речи.

– Welcome to the Fairy-tale!

 

 

– Where is the logic?

– Угадай произведение.

Источник. Иллюстрации к сказке. По иллюстрациям учащиеся проводят аналогию и отгадывают, о какой сказке пойдет речь на этом уроке. (Сказка «Золушка»)

Модельный ответ. «Золушка» «Cinderella».

2-е задание

Компетентность: разрешения проблем.

Аспект: действия по решению проблем.

Структура задания:определить тему урока.

Стимул.

– Знаете, ветер тоже очень хотел прочитать эту сказку.

Он листал страницы книги, но испугался: в ней столько слов, что их, и за год не прочитаешь. И чтобы узнать о чем эта сказка он решил познакомиться с главным словом.

– Будьте любезны, как бы мне повидать самое главное слово этой книги?

– Оно здесь, – сказало Слово. – Но я не советую отвлекать его по мелочам. Прежде чем обращаться к самому Существительному, изложите свое дело мне.

Я – первый заместитель Существительного – его личное …

Модельный ответ: местоимение.

The topic of our lesson is «Pronouns».

Оно достойно подражания, и я счастливо, что сумело кое-что у него перенять.

– Что же вы у него переняли? – спросил Ветер,

– Довольно много, а чтобы ответить на этот вопрос нужно выполнить следующее задание.

Теперь, давайте, вспомним, какая часть речи называется местоимением?

Итак, сформулируем цель нашего урока.

Задачная формулировка. А теперь найдите в тексте личные местоимения и подчеркните их. Прочитайте местоимения еще раз и попробуйте распределить их в таблице.

Скажите, что же переняли личные местоимения у имени существительного в этой сказке и как они изменились?

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу.

Источник. Текст, с которым работают учащиеся.

Вы, наверное, слышали эту историю?

Давным-давно у нас была счастливая семья: мама , папа и я. Мы были очень счастливы.

К несчастью, когда мне исполнилось шестнадцать лет, я потеряла маму. Она заболела и умерла.  В доме воцарилась глубокая печаль.  Отец очень горевал, но потом он познакомился с одной вдовой, у нее были две дочери. Они заставляли меня делать всю работу по дому.

– А ну, ты,  пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!- кричали они мне.

От грязной работы я   была выпачкана золой, и вы не узнали бы меня.

And now it’s time to compare Russian and English pronouns.

А теперь посмотрим, как изменяются личные местоимения в английском языке.

Little Red Riding Hood : How nice it is in the wood. There are many trees, flowers and mushrooms. I’ll pick some flowers for my grandmother.

The wolf: I am big and grey. I live in the wood. I want to eat up Little Red Riding Hood.

Children: Go away, go away, you bad Wolf.

The Wolf: Hush, children! Good morning, Little Red Riding Hood.

Little Red Riding Hood : Good morning, Mr. Wolf.

The Wolf: Where are you going, Little Red Riding Hood ?

Little Red Riding Hood :  I am going to my grandmother. It’s her birthday today. I take a cake, some apples and honey to her.

The Wolf: Where does she live, your grandmother?

Little Red Riding Hood : She lives in a little house in the wood near the river?

The Wolf: Is it far from here ?

Little Red Riding Hood : No, it is not.

The Wolf: Well, good-bye,  Little Red Riding Hood .

Little Red Riding Hood: Good-bye, Mr. Wolf.

-Write out the pronouns into the table

Модельный ответ. У имен существительных местоимения переняли число ,падеж. В английском языке нет падежа, есть только лицо и число. например, число, род, падеж, ну, и содержание, разумеется…

Учащиеся работают параллельно с русским и английским текстом и находят местоимения. Определяют их число и лицо, делают вывод самостоятельно:

Инструмент проверки: верные и неверные утверждения.

Утверждения:

1. Личные местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют его.

2. Личные местоимения имеют постоянные морфологические признаки – лицо, род и непостоянные – падеж и число.

3. Я, ты – личные местоимения 1 лица.

4. При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово (мы – нас).

5. Местоимения Вы никогда не пишется с заглавной буквы.

And now read the sentences of English rule and decide if they are T (true) or F (false)

  1. Местоимение I всегда пишется со строчной буквы.
  2. Для «ты/вы» используется форма you [ju:].
  3. Местоимения He/she используются вместо названий одушевленных существ (людей), а вместо названий неодушевленных предметов и животных используется it.
  4. Местоимение they используется для обозначения множественного числа как одушевленных так и неодушевленных лиц, предметов и животных.

Проверьте ваши работы , обменявшись текстами. (Парная работа)

3-е задание

Компетентность: разрешения проблем.

Аспект: извлечение вторичной информации; действия по решению проблемы.

Структура задания.

Стимул. Наше путешествие по сказке продолжается, но знаете вчера печатала тексты для нашего урока, а племянник-шалунишка разрезал их на отдельные части, Помогите мне восстановить текст сказки.

Задачная формулировка. «Соберите местоимения» и вставьте, пожалуйста, подходящие по смыслу неопределенные местоимения в текст.

Дети получают разрезанные карточки со словами для их соединения в нужное неопределенное местоимение (в конвертиках русские и английские местоимения)

Русский язык – не/кто кое/то не/сколько что/нибудь кто/нибудь что/то кто/то

Английский язык =- some any/body some/thing any/thing some / body any

  1. Е.А.- We have revised the indefinite pronouns. Now try to match the pronouns with the Russian equivalents.

(На доске местоимения на русском и английском языках.)

Что-то кто-то кто-нибудь что -нибудь несколько (некоторые) сколько- нибудь, нисколько Any some anything anybody somebody something nobody nothing no (данные слова в виде облачков прикрепляются к соответствующему слову на русском языке при помощи магнита.

Ребята, почему мы не смогли найти пару некоторым английским местоимениям?

Сравните русские и английские местоимения. (Разница в правописании, в понятии «Одушевленные/неодушевленные».)

– Какие русские неопределенные местоимения пишутся через дефис? (напоминалка: кое, либо, то, нибудь – черточку не позабудь)

Источник.

Однажды (как-то) по округе разнесся слух, что молодой принц устраивает бал, да не один, а  3 дня (несколько ) дней подряд.

– Я уверена, что одна из вас (кое-кто) из вас выйдет замуж за принца, — сказала мачеха.

Модельный ответ.

Как-то по округе разнесся слух, что молодой принц устраивает бал, да не один, а  несколько  дней подряд.

– Я уверена, что  кое-кто из вас выйдет замуж за принца, — сказала мачеха.

Инструмент проверки.

«Исправь ошибки. Укажи «Верно/неверно»

1) Обсудите кое с кем важные вопросы.

2) То.либо, нибудь –черточку позабудь.

3) Не рассказывайте  некому о путешествии по сказке.

4) Некого не осталось, кто не знает эту сказку.

4-е задание

Структура задания.

Стимул. Чтобы продолжить наше путешествие по сказке и узнать его продолжение, вы должны догадаться, о каких местоимениях пойдет речь дальше.

Задачная формулировка. Узнай, что это за местоимения? Вспомните правило об указательных и притяжательных местоимениях и их грамматических признаках

Ответ запиши.

Источник. Сестры не могли нарадоваться своим нарядам. Их платья были очень красивыми. Карета приехала за ними, сестры уселись в эту карету и поехали во дворец. В том дворце был бал. А наша бедная Золушка перебирала просо.

Модельный ответ. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности: это местоимения-прилагательные; притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.). При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их.

Указательные местоимения: тот, этот, такой, столько, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого): тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.); столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.); там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.