Компетентностно-ориентированные задания по теме «Местоимение» по предметам русский и английский языки
№ 102
Гульназ ГАФИЯТУЛЛИНА,
учитель русского языка высшей квалификационной категории средней школы №171 г. Казани
Наиля ЗАКИРОВА,
учитель английского языка высшей квалификационной категории средней школы №171 г. Казани
Цель: побудить ученика к задействованию имеющихся предметных и общеучебных знаний и умений о местоимениях, освоению новых способов работы с текстом, поиску необходимых источников информации; формировать предметные и общепредметные компетенции для формирования и проверки уровня предметных, межпредметных и ключевых компетенций (компетентностей).
1-е задание
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Уровень 1. Структура задания.
Стимул.
– Вы любите сказки? И я люблю. А вы, ребята, любите сказки? Тогда мы вас приглашаем в путешествие по сказкам, чтобы узнать больше об одной интересной части речи.
– Welcome to the Fairy-tale!
– Where is the logic?
– Угадай произведение.
Источник. Иллюстрации к сказке. По иллюстрациям учащиеся проводят аналогию и отгадывают, о какой сказке пойдет речь на этом уроке. (Сказка «Золушка»)
Модельный ответ. «Золушка» «Cinderella».
2-е задание
Компетентность: разрешения проблем.
Аспект: действия по решению проблем.
Структура задания:определить тему урока.
Стимул.
– Знаете, ветер тоже очень хотел прочитать эту сказку.
Он листал страницы книги, но испугался: в ней столько слов, что их, и за год не прочитаешь. И чтобы узнать о чем эта сказка он решил познакомиться с главным словом.
– Будьте любезны, как бы мне повидать самое главное слово этой книги?
– Оно здесь, – сказало Слово. – Но я не советую отвлекать его по мелочам. Прежде чем обращаться к самому Существительному, изложите свое дело мне.
Я – первый заместитель Существительного – его личное …
Модельный ответ: местоимение.
The topic of our lesson is «Pronouns».
Оно достойно подражания, и я счастливо, что сумело кое-что у него перенять.
– Что же вы у него переняли? – спросил Ветер,
– Довольно много, а чтобы ответить на этот вопрос нужно выполнить следующее задание.
– Теперь, давайте, вспомним, какая часть речи называется местоимением?
Итак, сформулируем цель нашего урока.
Задачная формулировка. А теперь найдите в тексте личные местоимения и подчеркните их. Прочитайте местоимения еще раз и попробуйте распределить их в таблице.
Скажите, что же переняли личные местоимения у имени существительного в этой сказке и как они изменились?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу.
Источник. Текст, с которым работают учащиеся.
Вы, наверное, слышали эту историю?
Давным-давно у нас была счастливая семья: мама , папа и я. Мы были очень счастливы.
К несчастью, когда мне исполнилось шестнадцать лет, я потеряла маму. Она заболела и умерла. В доме воцарилась глубокая печаль. Отец очень горевал, но потом он познакомился с одной вдовой, у нее были две дочери. Они заставляли меня делать всю работу по дому.
– А ну, ты, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!- кричали они мне.
От грязной работы я была выпачкана золой, и вы не узнали бы меня.
And now it’s time to compare Russian and English pronouns.
А теперь посмотрим, как изменяются личные местоимения в английском языке.
Little Red Riding Hood : How nice it is in the wood. There are many trees, flowers and mushrooms. I’ll pick some flowers for my grandmother.
The wolf: I am big and grey. I live in the wood. I want to eat up Little Red Riding Hood.
Children: Go away, go away, you bad Wolf.
The Wolf: Hush, children! Good morning, Little Red Riding Hood.
Little Red Riding Hood : Good morning, Mr. Wolf.
The Wolf: Where are you going, Little Red Riding Hood ?
Little Red Riding Hood : I am going to my grandmother. It’s her birthday today. I take a cake, some apples and honey to her.
The Wolf: Where does she live, your grandmother?
Little Red Riding Hood : She lives in a little house in the wood near the river?
The Wolf: Is it far from here ?
Little Red Riding Hood : No, it is not.
The Wolf: Well, good-bye, Little Red Riding Hood .
Little Red Riding Hood: Good-bye, Mr. Wolf.
-Write out the pronouns into the table
Модельный ответ. У имен существительных местоимения переняли число ,падеж. В английском языке нет падежа, есть только лицо и число. например, число, род, падеж, ну, и содержание, разумеется…
Учащиеся работают параллельно с русским и английским текстом и находят местоимения. Определяют их число и лицо, делают вывод самостоятельно:
Инструмент проверки: верные и неверные утверждения.
Утверждения:
1. Личные местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют его.
2. Личные местоимения имеют постоянные морфологические признаки – лицо, род и непостоянные – падеж и число.
3. Я, ты – личные местоимения 1 лица.
4. При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово (мы – нас).
5. Местоимения Вы никогда не пишется с заглавной буквы.
And now read the sentences of English rule and decide if they are T (true) or F (false)
- Местоимение I всегда пишется со строчной буквы.
- Для «ты/вы» используется форма you [ju:].
- Местоимения He/she используются вместо названий одушевленных существ (людей), а вместо названий неодушевленных предметов и животных используется it.
- Местоимение they используется для обозначения множественного числа как одушевленных так и неодушевленных лиц, предметов и животных.
Проверьте ваши работы , обменявшись текстами. (Парная работа)
3-е задание
Компетентность: разрешения проблем.
Аспект: извлечение вторичной информации; действия по решению проблемы.
Структура задания.
Стимул. Наше путешествие по сказке продолжается, но знаете вчера печатала тексты для нашего урока, а племянник-шалунишка разрезал их на отдельные части, Помогите мне восстановить текст сказки.
Задачная формулировка. «Соберите местоимения» и вставьте, пожалуйста, подходящие по смыслу неопределенные местоимения в текст.
Дети получают разрезанные карточки со словами для их соединения в нужное неопределенное местоимение (в конвертиках русские и английские местоимения)
Русский язык – не/кто кое/то не/сколько что/нибудь кто/нибудь что/то кто/то
Английский язык =- some any/body some/thing any/thing some / body any
- Е.А.- We have revised the indefinite pronouns. Now try to match the pronouns with the Russian equivalents.
(На доске местоимения на русском и английском языках.)
Что-то кто-то кто-нибудь что -нибудь несколько (некоторые) сколько- нибудь, нисколько Any some anything anybody somebody something nobody nothing no (данные слова в виде облачков прикрепляются к соответствующему слову на русском языке при помощи магнита.
Ребята, почему мы не смогли найти пару некоторым английским местоимениям?
Сравните русские и английские местоимения. (Разница в правописании, в понятии «Одушевленные/неодушевленные».)
– Какие русские неопределенные местоимения пишутся через дефис? (напоминалка: кое, либо, то, нибудь – черточку не позабудь)
Источник.
Однажды (как-то) по округе разнесся слух, что молодой принц устраивает бал, да не один, а 3 дня (несколько ) дней подряд.
– Я уверена, что одна из вас (кое-кто) из вас выйдет замуж за принца, — сказала мачеха.
Модельный ответ.
Как-то по округе разнесся слух, что молодой принц устраивает бал, да не один, а несколько дней подряд.
– Я уверена, что кое-кто из вас выйдет замуж за принца, — сказала мачеха.
Инструмент проверки.
«Исправь ошибки. Укажи «Верно/неверно»
1) Обсудите кое с кем важные вопросы.
2) То.либо, нибудь –черточку позабудь.
3) Не рассказывайте некому о путешествии по сказке.
4) Некого не осталось, кто не знает эту сказку.
4-е задание
Структура задания.
Стимул. Чтобы продолжить наше путешествие по сказке и узнать его продолжение, вы должны догадаться, о каких местоимениях пойдет речь дальше.
Задачная формулировка. Узнай, что это за местоимения? Вспомните правило об указательных и притяжательных местоимениях и их грамматических признаках
Ответ запиши.
Источник. Сестры не могли нарадоваться своим нарядам. Их платья были очень красивыми. Карета приехала за ними, сестры уселись в эту карету и поехали во дворец. В том дворце был бал. А наша бедная Золушка перебирала просо.
Модельный ответ. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности: это местоимения-прилагательные; притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.). При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их.
Указательные местоимения: тот, этот, такой, столько, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого): тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.); столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.); там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.