Семья и семейные ценности
№ 102
Оганна АКОПЯН,
педагог-психолог средней школы №171г. Казани
Цель: показать значение семьи в жизни человека, культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям.
Задачи:
– разобрать понятия «семья», «семейные ценности»;
– привить навыки понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним;
– помочь учащимся осознать роль и значимость семьи и Отечества в жизни каждого человека;
– проанализировать притчи о семье и семейном счастье. Объяснить важность сохранения семейных ценностей: поддержания атмосферы любви, уважения и взаимопомощи в семье;
– сформулировать «золотые правила» счастливой семьи.
Оборудование: текст притчи, заготовки для строительства дома «Счастливая семья», листы для проекта «Моя семья», карандаши, фломастеры, презентация.
Ход урока
– Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День семьи. Как вы понимаете слово «семья»? (Ответы детей.)
– Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
А что такое семейные ценности? (Ответы детей.)
– Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи.)
– Это и есть семейные ценности.
Таким образом, ребята, скажите пожалуйста о чем мы с вами будем говорить? (Дети определяют тему классного часа.)
– Да, ребята, мы сегодня будем говорить о самом важном в жизни каждого о семье и семейных ценностях.
Задание 1.
– Ребят, я предлагаю построить дом. Но этот дом не простой – он волшебный. (Дети на доске выкладывают элементы дома со словами:
— уважайте мнение всех членов семьи;
— старайтесь понять каждого члена семьи;
— умейте прощать;
— уважайте родственников;
— почитайте родителей;
— будьте внимательны друг к друг;
— доверяйте друг другу;
— с терпением относитесь друг к другу;
— счастливая семья.
– Посмотрите, у нас появились золотые правила счастливой семьи. Таким образом, чтобы семья была счастливой необходимы:
— понимание;
— терпение;
— уважение;
— внимание;
— любовь;
— доверие.
Это и есть семейные ценности. Да, ребята, каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.
Задание 2.
– А теперь, ребята, давайте вспомним мудрую заповедь «Что значит почитать родителей?»
– Почитать (уважать) родителей – значит:
— в детстве их слушаться;
— в молодости – советоваться;
— в зрелом возрасте заботиться.
– Я предлагаю вам на листочках записать. «За что я благодарен своим родителям?» (ответы зачитываются по желанию детей).
–Вы, ребята, молодцы!
Задание 3.
– А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и послушать притчу.
Притча «Ладная семья»
В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: любовь, терпение и прощение. «И это все?» – удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»
Задание 4.
– Следующее задание, которое мы выполним – это проект «Моя семья». (Ученики заполняют заготовленные шаблоны будущего герба, работы собираются и помещаются на ватман.)
— Верхний левый квадрат – фамилия и имя ребенка;
— верхний правый квадрат – изображение семьи;
— нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье.
Задание 5. Мы с вами сегодня узнали и вспомнили много интересного на тему «Семья». (Далее используется метод «синквейна», который раскрывает понятие «семья». Ученики составляют «синквейн» к слову «семья».)
1. Существительное – одно слово.
2. Прилагательное – два слова.
3. Глаголы – три слова.
4. Фраза.
5. Обобщение, одно слово, ассоциация.
Например,
Семья.
Дружная, крепкая.
Любит, уважает, заботится.
Я люблю свою семью.
Здорово!
Итог урока
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…