Сможем ли спасти эту красоту?
№ 102
(Читательская конференция по книге В.В. Корчагина «Подкидыш»)
Ирина КАМАЛЕТДИНОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №36 г. Казани
Наталья ИЛЬИНА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №36 г. Казани
Цели:
1) развивать интерес учащихся к чтению;
2) познакомить с произведением В.В. Корчагина «Подкидыш»;
3) воспитать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.
Оборудование:
1) выставка рисунков к прочитанному произведению;
2) портрет писателя;
3) презентация о книге.
Ход мероприятия.
Учитель:
Иногда моменты жизни дарят нам встречу с целой эпохой, ее людьми, ее проблемами. Сегодняшний день именно такой. У нас в гостях член правления Союза писателей, руководитель творческой мастерской по русской литературе при Союзе писателей, председатель русской секции писателей, заслуженный работник культуры Татарстана, первый лауреат премии Г. Державина В.В. Корчагин.
В.В. Корчагин:
Здравствуйте. Очень рад. Критики по моим произведениям немного. И когда я узнал, что вы проводите конференцию по моей книге, мне захотелось присутствовать и послушать, что вы скажете.
Звучит песня «Мой 20 век».
Учитель:
Мы с вами живем в третьем тысячелетии. Человеческий разум сделал много для развития цивилизации: на помощь людям пришли машины, лекарства, знания. Но если задуматься, то далеко не все, что сотворил разум, — благо для человечества. Я хочу привести слова врача Зорина из повести «Астийский эдельвейс»: «Неужели мы не сможем спасти эту красоту»? Задумывались ли вы над проблемами сегодняшнего дня? Войны, болезни, загрязнение окружающей среды, бессмысленное вооружение, демографические проблемы.
Не случайно многие люди сегодня начинают бить тревогу. Волнение за сегодняшний день, предупреждение, желание пробудить человечество звучит в книге В.В. Корчагина «Подкидыш». Давайте посмотрим презентацию о книге.
Выступление учащегося с показом презентации.
Фантастическая повесть В.В.Корчагина написана в 1998 году и издана в Казани Татарским книжным издательством. В сюжете книги заключена тайна, разгадка которой держит читателя в напряжении от первой до последней страницы. Эта повесть таит в себе и оригинальную научно-фантастическую идею, актуальность которой в наше время трудно переоценить. Не случайно эта книга стала Книгой 1999 года.
Звучит музыка. Проигрывается сценка.
Учитель:
Автор рисует в своем произведении проявления гибели цивилизации, почти столь же совершенной, что и нынешняя. Их можно поделить на следствие жестокого разума и настоящее литанийцев. Что привело людей Литании в подземный мир?
Ответы учащихся:
1. Слой трехатомного кислорода.
2. Подземные бури, иссушающая жара, как неотвратимое следствие бездумного сжигания лесов.
3. Кислотные дожди.
4. Бездумно всаживаемые в земельные угодья пестициды привели к недопустимо высоким концентрациям фосфора, хлора и ртути в главном водозаборе.
Учитель:
Что представляет собой настоящее погибающей Литании, описанное в дневнике матери Огги?
Ответы учащихся:
1. Увлечение вредными красителями, самораспадающие изотопы которых привели к гибели многих людей.
2. Массовое появление уродцев в результате употребления препарата ний-оно.
3. Появление в городе людоидов, человеко-зверей с низкими умственными способностями и чрезвычайно агрессивных и жестоких.
Учитель:
Как правительство Литании пытается разрешить эти проблемы? Какие пути предприняло оно, чтобы сделать своих граждан спокойными и счастливыми?
Ответы учащихся:
1. Официальное предписание, которое обязывало литанийцев применять лекарство.
2. Пресса убеждает, что жизнь под землей не так уж плоха, к ней надо привыкнуть.
3. Строжайшая инструкция о неразглашении тайны, связанной с вредными красителями.
4. Легализация наркотиков. «Только люди, осознавшие, что гибель цивилизации предрешена, могли пойти на такое кошмарное решение».
Учитель:
Все верно, человеческая жизнь перестала быть ценностью.
Применимо ли слово «общество» для литанийцев?
Ответы учащихся:
Люди разобщены, каждая семья живет отдельной ячейкой, у семьи нет ни друзей, ни просто знакомых, «женщины и дети вышли в парк». Ощущение беспросветности, люди погружены в бытовые проблемы, кто-то одурманивает сознание наркотиками, люди не способны к взаимопониманию в силу своей закрытости, отстраненности, страха перед сегодняшним и будущим.
Учитель:
Дневник матери Огги пронизан безумным страхом за жизнь, за будущее. Автор не останавливается на страшных зарисовках погибающей цивилизации. Гневно, возмущенно говорит он словами героя (стр. 171)1.
Выразительное чтение отрывка на фоне пасторали Баха.
Учитель:
Огги со своими родителями прибыла в наш мир в капсуле в состоянии анабиоза. Ее отец в первой и единственной встрече с дочерью предлагает использовать капсулу в необходимый момент. Так, может быть, и наша цивилизация стоит на краю гибели? Может быть, в нашей цивилизации есть черты, параллельные проявлениям гибели Литании?
Ответы учащихся:
Наркотики, людоиды, увлечение компьютерами, кислотные дожди, пестициды в воде и продуктах питания.
Учитель:
Природа не терпит дилетантизма, поверхностных знаний, а тем более насилия. В ней много запретных зон, куда человек просто не имеет права вторгаться. Отец Огги раньше других понял, что их цивилизация пошла по пути неминуемого самоуничтожения. Он не переставал говорить о надвигающейся катастрофе. Но его не слушали. Как вы думаете, услышат ли люди Кирилла?
Ответы учащихся:
Он член партии «зеленых», у него много друзей.
Учитель:
Люди сплочены, им легче. Проблема личной ответственности стоит перед каждым из нас. Мы должны быть вместе. Лодка нашей цивилизации должна выплыть из мрака и жестокости. Земной шар не так уж велик и необъятен (спутник облетает его за 1,5 часа), он в ваших руках.
И в завершение я хотела бы задать вопрос В.В. Корчагину. С точки зрения писателя-фантаста, возможна ли гармония технического прогресса и природы? Сможем ли мы спасти красоту, окружающую нас?
1 Корчагин В.В. Подкидыш. Повесть. – Казань: Татарское книжное издательство, 1998.