Учись дружить!

№ 100

(Урок литературного чтения во II классе)

Надежда ОПАЛЬКО,

учитель начальных классов I квалификационной категории гимназии №10 г. Зеленодольска

Цели. Способствовать углубленному осмыслению понятия дружба, друг, осознании своих обязанностей перед друзьями. Расширение представления о дружбе через анализ художественных произведений.

Задачи:

– способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу;

– с помощью объясняющих вопросов стимулировать мысленную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Оборудование. Компьютер, проектор, презентация, карточки со словами.

Ход урока

I. Организационный момент

Психологический настрой на деятельность.

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке. У меня сегодня прекрасное настроение. Смотря на ваши лица, я поняла, что у вас тоже замечательное настроение. Я думаю, что урок у нас получится интересным и увлекательным.

II. Актуализация знаний

– Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик. (Показ видеоролика.)

– Что значит дружить?

– Что такое дружба?

– Кого мы считаем друзьями?

– Что помогает, а что мешает дружбе?

Упражнение «Отражение.

– Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

Превратитесь в: …

Сердитого льва.

Испуганного зайчика, который в страхе дрожит.

Печального и грустного козлёночка.

Радостную мартышку.

– Кого из зверей было приятнее изображать? Почему? (Ответы детей.)

– Конечно, улыбаться было приятней.

– Мы говорили с вами о животных, а как же у людей. С кем из них вы хотели бы пообщаться? (Ответы детей.)

– Конечно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки.

III. Изучение новой темы.

– Мы с вами будем сегодня говорить о дружбе.

Посмотрите, я на урок принесла толковый словарь С.Ожегова. Здесь собрано 57000 слов и дано толкование значения каждого слова. Давайте обратимся к нему и посмотрим, что обозначает слово «друг», «дружба»:

Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

– Ребята, а кого можно назвать другом? Кто для вас является другом?

Ответы детей:

– Девочка или мальчик, с которыми можно посекретничать.

– Мама, которая поможет в трудную минуту.

– Книга, которую ты читаешь и тебе с ней интересно.

– В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием.

 Физкультминутка

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали

И к груди своей прижали,

С этим лучиком в груди,

Ты на мир добрей гляди.

IV. Работа в группах

– Сейчас мы разделимся на две группы и поиграем в слова. Я вам раздаю карточки с разными словами. Первая группа отбирает слова, которые способствуют дружбе, а вторая – которые мешают дружбе.

Карточки со словами: понимание, общие интересы, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, предательство, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность, ложь, эгоизм.

– Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом, а какие качества нужно из себя выводить.

V. Литературная страничка

Каким должен быть, а каким – не должен быть друг?

(Чтение стихотворения А.Барто «Требуется друг».)

Все живут, не тужат –

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки,

И характер кроткий.

Я шепчу: дружи со мной,

Мы же одногодки!

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: но ты учти –

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Есть разряд у Ильиной

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной –

Стану знаменита.

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу – а ты со мной

Подружись хоть на день,

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы –

Говорят: молчала бы!

Не вставать же на колени

Уговаривать подруг.

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг!

– Почему девочке так и не удалось ни с кем подружиться? Для чего ей потребовался друг? (Ответы детей.)

Электронная выставка книг о дружбе (Л.Толстой «Лев и собачка», рассказы В.Осеевой, В.Драгунского, Е. Пермяк «Надежный человек», стихи А.Барто, Б.Заходера).

VI. Творческая работа. Составление синквейна

Синквейн, стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее своеобразное строение.

1-я строка – тема синквейна. 1 существительное в начальной форме.

          2-я строка – характерные признаки предмета (2 прилагательных).

          3-я строка – характерные действия предмета (3 глагола).

          4-я строка – что думает автор (фраза из четырёх слов).

          5-я строка – 1 слово. Синоним слову данной темы.

Примерный синквейн

Дружба.

Настоящая, верная, крепкая, взаимная.

Выручает, помогает, понимает, доверяет, уважает.

Он в беде не бросит.

Дружелюбие, мир, согласие.

VII. Определение основных законов дружбы

– Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. (Учащиеся знакомятся с законами дружбы по презентации.)

Основные законы дружбы:

          – Один за всех, и все за одного.

          – Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

          – Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

          – Радуйтесь вместе с друзьями.

          – В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

        – Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!

VIII. Подведение итогов

– Сегодня на уроке мы говорили о  настоящих друзьях, о дружбе, о том, как надо дружить, чтобы сохранить ее. А для этого нам надо учиться дружить. Тот, кто умеет дружить, всегда заботится о товарищах, придет им на помощь, постарается сделать для друзей что-нибудь хорошее. И если вы научитесь дружить, тогда у вас будет много хороших и верных друзей, которые вас всегда поймут, никогда не обидят, поиграют с вами и выслушают.

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Читайте книги о дружбе. Удачи всем в поисках настоящего друга!