Решение квадратных уравнений
№ 99
(Урок математики в VIII классе)
Фания ЗИННУРОВА,
учитель математики высшей квалификационной категории Большекайбицкой средней школы Кайбицкого района
Тип урока: урок обобщающего повторения и систематизации знаний.
Цели урока:
образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений;
развивающие: формировать учебно-познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание;
воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, взаимопомощь, умение общаться.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать квадратные уравнения разных видов, ориентироваться в разнообразии способов решения квадратных уравнений, оценивать свои достижения, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! С помощью квадратных уравнений решаются текстовые задачи различных видов, находятся корни квадратного трехчлена, нули квадратичной функции в IX классе, находятся критические точки при исследовании функций в X классе, решаются показательные, тригонометрические, логарифмические уравнения, приводимые к квадратным уравнениям в XI классе, также применяются в курсе физики по теме «Равноускоренное движение. Падение тел». Мы с вами повторим и закрепим знания и умения решения квадратных уравнений. Каждый из вас должен уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения. (Учащиеся ставят свои цели и задачи урока и сопоставляют их с целями и задачами, которые ставит на урок учитель.)
II.Актуализация знаний
– Нам предстоит поработать над очень важной темой, которой достаточно знаете и умеете решать задачи, поэтому наша с вами задача: обобщить и сложить в систему все те знания и умения, которыми вы владеете.
Чтобы у нас царила атмосфера доброжелательности, предлагаю начать урок с таких слов:
В класс вошел – не хмурь лица,
Будь разумным до конца.
Ты не зритель и не гость –
Ты программы нашей гвоздь.
Не ломайся, не смущайся,
Всем законам подчиняйся.
А законы такие: получить оценку за урок, работая на различных его этапах и фиксировать на картах результативности. Желаю всем удачи! Приступим к работе. Для того чтобы включиться в работу и сконцентрироваться предлагаю вам небольшую устную разминку. Но вопросы будут не только по теме урока, проверяем ваше внимание, и умение переключаться. За каждый правильный ответ в колонку «Разминка» вы по моему указанию ставите 1 балл.
Вопросы теоретической разминки:
1. Какое название имеет уравнение второй степени?
2. Объясните, в чем заключается смысл ограничения в определении квадратного уравнения (а 0 ).
3. Какие виды квадратных уравнений вам известны?
4. Приведите примеры квадратных уравнений различных видов.
5. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
6. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0?
7. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D меньше 0?
8. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D равно 0?
9. Формула нахождения корней квадратного уравнения.
10. Какое квадратное уравнение называется приведенным? Приведите пример.
11. Теорема Виета.
III. Работа по теме урока
1. Индивидуальная работа
Составьте квадратные уравнения с заданными коэффициентами а, в, с и укажите полные и неполные квадратные уравнения.
№ | а | в | с | УРАВНЕНИЕ | ПОЛНОЕ | НЕПОЛНОЕ |
1 | 3 | 0 | -11 |
|
|
|
2 | 1 | -5 | -34 | |||
3 | 7 | 9 | 0 | |||
4 | 1 | -4 | 5 | |||
5 | 6 | 0 | -12 |
2. Взаимопроверка.
Ученики поменяются карточками и проверяют ответы с экрана.
Физкультминутка
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три – прижмем к плечам, на 4 – к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем – добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
IV. Исторический материал
– Кстати, а вы знаете, когда появились первые квадратные уравнения?
Очень давно. Их решали в Вавилоне около 2000 лет до нашей эры, а Европа три года назад отпраздновала 800летие квадратных уравнений, потому что именно в 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в XVII веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым эти формулы приняли современный вид.
VI. Закрепление изученного материала
– Уравнения с давних времен волновали умы человечества. Они очень важны и для математики, и для других наук. Для решения текстовых задач необходимо уметь быстро и умело справляться с решением квадратных уравнений.
В школьном курсе математики подробно изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения, способ выделения квадрата двучлена, с помощью формул, способ использования теоремы, обратной теореме Виета, графический способ.
1. Работа у доски.
Решите уравнение:
1) 5х2+8х–13=0
2) х2+8х+12=0
3) 5978х2+6432х–12410=0
Невозможно решать третье уравнение тем способом, который вы знаете. Мы должны найти пути решения этой проблемы. Ваши идеи?
Ученик. Имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать многие уравнения.
Свойства коэффициентов квадратных уравнений:
1) Если а+в+с=0, то х1=1; х2=с/а
2) Если а+с=в, то х1=-1; х2=-с/а
2. Работа в группах.
Решите уравнения, используя эти свойства:
I группа
1) 13х2–17х+4=0 2) х2–29х–30=0 3)100х2–43х–143=0
|
II группа
1) 11х2–18х+7=0 2) х2+29х–30=0 3) 100 х2+37х–137=0 |
Ответы:
I вариант
1) 1; 4/13
2) -1; 30.
3) -1; 143/100.
II вариант
1)1:7/11.
2) 1; -30.
3) 1; 197/100.
VII. Самостоятельная работа
– Урок подходит к концу. Сегодня мы повторили все необходимые математические понятия, формулы и способы решения квадратных уравнений. Итогом нашего урока будет небольшая самостоятельная работа.
(Тетради с решением учащиеся сдают на проверку.)
VIII. Домашнее задание
1. Решить старинную задачу: «На вопрос о возрасте одна дама ответила , что ее возраст таков, если его возвести в квадрат или умножить на 53 и из результата вычесть 696 , то получится одно и то же число».
2. Разноуровневое домашнее задание.
9 баллов | 12 баллов |
Решить уравнения:
1) 2х2–4х–6=0; 2) х2–5х+4=0; 3) х2+4х+9=0. |
Решить уравнения:
1) х2–20х+91=0; 2) (5х–1)(5х+1)–7х(1+4х)= -11; 3) (3х+2)2–х(5х+7)= -4. |
Составить квадратное уравнение, если его корни равны: х1=-3.5; х2=2. | Составить квадратное уравнение, если его корни равны: х1=
х2= |
В уравнении х2+рх–20=0 один из корней равен 5. Найдите второй корень и число р. | В уравнении (в–7)х2–13х–в=0 один из корней равен 5. Найдите число а и второй корень уравнения. |
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия
– Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал сегодня?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал сегодня?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма».
– Ребята, кто работал так, как первый человек, поднимите руку.
– Кто работал как второй человек, поднимите руку.
– Кто принимал участие в строительстве храма, поднимите руку.
– Что нового узнали на уроке?
– Понравился урок?
(Выставление отметок.)
Список литературы:
1. Алгебра: Учебник. для 8 класса общеобразоват. Учреждений /авт. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова:под ред. С.А. Теляковского. – 16 изд. – М.: Прсвещение, 2011.
2. Поурочное планирование по алгебре. 8 класс: к учебнику Ю. Н. Макарычева и др. «Алгебра: 8 класс»/Т.М. Ерина. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2008.
3. Дидактические материалы по алгебре 7, 8, 9 класс. /В.И.Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М: Просвещение, 2010.
4.Тренировочные работы экзаменационных работ по математике (ГИА-2018). Сост. И.В. Ященко и др. – М.: Астрель, 2018.
5. Жохов В.И., Макарычев Ю.Н.,.Миндюк Н.Г. Дидактические материалы . Алгебра 8 класс.
Приложение 1
Карта результативности.
Ф.И.О | Разминка | Индивидуальная
работа |
Работа в группах | Самостоятельная работа | Итого |