«Земля – слезинка на щеке Вселенной»
№ 99
(Тематический проект, посвященный Международному дню земли)
Энзе ФАЗУЛЛЛИНА,
воспитатель Нурлатской школы-интерната для детей с ОВЗ
Цель. Воспитывать любовь и гуманное отношение детей к нашему общему дому – Земле.
Задачи
– учить детей проявлять заботу о Земле;
– развивать способность детей свободно держаться при выступлении; артистичность;
– обогатить музыкальный репертуар новыми яркими произведениями экологического содержания.
Оборудование: презентация.
Ход мероприятия
(Исполняется песня «Солнце двадцать первого века» (сл. и муз. С.Капраловой)
1-й ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы отмечаем малоизвестный, но очень важный праздник – Международный день Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция стартовала в 1970 году в США, а с 1972 года по инициативе сенатора Г. Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздается звон Колокола мира. В это время люди должны задуматься лад тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.
2-й ведущий. Хәерле көн, хөрмәтле дуслар! 22 апрель – Халыкара Җир көне – чиста су, җир һәм һава бәйрәме. Әлеге көн куркыныч экологик һәлакәтләрне искә алу, һәр кешенең күңелендәге битарафлылык белән көрәшү көне, һәр кешенең экологик проблемаларны чишүдә үз өлешен кертә алу мөмкинлеге барлыгы турында уйлана торган көн!
1-й ведущий. Сегодня – не просто большой, а поистине глобальный праздник – День Земли, день нашего общего уютного дома.
В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии – осенью.
Согласно первой версии основателем этой даты является Джон Стерлинг Мортон, который в 40-х годах ХIХ века переехал со своей семьей в штат Небраска. На новом месте они увидели бескрайние прерии с одинокими деревьями, которые должны пойти на строительство домов и дрова.
Мортон и его жена сразу занялись посадкой деревьев, и развернули по этому поводу целую кампанию.
2-й ведущий. В 1872 г. инициативный американец предложил назначить день, который бы граждане штата посвятили озеленению. Этот день назвали Днем Дерева. В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн. деревьев.
В 1970 г. по инициативе Гейлорда Нельсона, сенатора от штата Висконсин День Дерева получил новое название – День Земли. 20 млн. человек приняли участие в проведении первого Дня Земли, призывая власти к решению экологических проблем. С тех пор каждый год 22 апреля население всего мира отмечает праздник. По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих улиц и дворов.
1-й ученик.
Глобус с надписью:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте…
Дайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте…
2-й ученик (на чувашском языке).
Керкуннехи сив санталак,
Вет сумар савать
Кайак хурсем картипеле
Кантара весес.
1-й ведущий. Символом праздника являются флаг, на котором изображена планета и зелёная греческая буква Θ, как правило, изображенная на белом фоне.
2-й ведущий. В России до недавнего времени проходили лишь единичные мероприятия, организованные энтузиастами и приуроченные ко Дню Земли.
В нашей стране официальной эта дата считается только с 1998 г. Этот день считается также днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать экологические проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами.
В 1990г. праздник стал международным, в акции участвовали 200 млн. человек из 141 страны.
1-й ведущий. В России проводится экологический фестиваль «День Земли» под девизом «Цветущая Земля – процветающая Россия».
3-й ученик. В Венгрии проходит экологический велопробег.
4-й ученик. В Индонезии, на территории американского посольства, спортивные состязания в Джакарте.
5-й ученик. В Северной Корее на улицах Сеула проводится акция «Без автомобилей».
6-й ученик. На Филиппинах ежегодный «зеленый» велосипедный забег.
(Танец с синими лентами «Ручейки».)
2-й ведущий. Нашу Землю называют Зеленой планетой. Кто подарил ей зеленый наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они повсюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
1-й ведущий. Безнең планетаны «яшел бишек» дип атыйлар. Нигә бу шулай дип уйлыйсыз? Чынлап та, безнең планета ямь-яшел ул. Һәр җирдә яшеллек, күпме агач-куаклар, үләннәр һәм чәчәкләр үсә. Алар кайда гына юк. Тирән океан төбендә дә, хәтта биек тау башларында үсә алар.
(Исполняется песня «Прекрасная планета» (сл. и муз. Н.Моткова.)
7-й ученик.
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
8 нче укучы.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
9-й ученик.
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый…
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
2-й ведущий. Каждый год этот праздник отмечают по-разному. Например, несколько лет назад в этот день было предложено отменить все поездки на автомобилях и передвигаться исключительно пешком или на велосипедах, т. е. экологически чистыми способами. К сожалению, пока не все прислушиваются к этим советам, потому, как многие считают, что один автомобиль не нанесет большого вреда окружающей среде, а миллионы…
Но мы-то с вами знаем, что начинать нужно с себя, и, возможно, когда-нибудь человек пересмотрит свое потребительское отношение к природе. Конечно, все это впереди, но не нужно забывать, что основа основ – это наши знания – знания о природе, о Земле.
1-й ведущий. Табигатьне саклау – һәр кешенең изге бурычы ул. Планетабыз бик нык пычранган, без зур бер чүплектә яшәгән кебек, ләкин күпләр әле моны аңлап бетерә алмый. Сулаган һавабызның, эчкән суыбызның, атлаган җиребезнең чисталыгы, сафлыгы – барысы да үзебезгә бәйле. Шуңа күрә тирә-як мохитебезгә карата битараф булмыйча, аны күркәм килеш киләчәк буыннарга да җиткерә алсак иде.
Сценка
Земля (на сцену выходит девочка, в руках глобус).
Я – планета Земля, сейчас я больна.
И в этом, поверьте, лишь ваша вина.
Я людям не верю и им в назиданье
Придумаю страшное наказание.
Вы пожалеете о том, что родились на свет,
За все, что натворили вы,
Придется дать ответ.
Сейчас суда настанет час,
Все встаньте – призывают вас!
1-й ребенок.
Постой, Земля, не торопись!
Ведь мы за взрослых не в ответе.
Да, люди мы, но только дети.
Позволь нам разобраться в том,
За что ты нам грозишь судом?
2-й ребенок.
Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
3-й ребенок.
Стали чахнуть липы, клёны
На обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет,
Фабрик и заводов смог.
4-й ребенок.
В море гибнут кит и рыба,
Загрязняется Байкал,
И становится всё мельче,
Море дивное Арал.
5-й ребенок.
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
6-й ребенок.
Да, мы говорим о самом важном,
Взглянуть на землю стало страшно,
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух – сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, что сделали с тобою?
Земля.
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала. Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек
Всё то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти.
1-й ребенок.
Как яблоко на блюде
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
2-й ребенок.
Надо природу беречь и лелеять,
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом,
Что нынче посеем, то завтра пожнем.
3-й ребенок.
Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица с небом, как поле с лугом,
Как ветер с полем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
4-й ребенок.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым близким своим друзьям.
5-й ребенок.
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной прекрасней нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
Земля (отдаёт глобус детям).
Надежду хрупкую свою
С землею вместе отдаю,
С надеждой, верой и любовью,
Чтоб стала вновь она такою,
Какой была бы изначально:
Чиста, красива, величава.
Им дальше жить на этом свете,
Им людям быть за все в ответе.
(Дети берут глобус и исполняют песню «Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы».)
Воспитатель. Сейчас я прочту вам своё стихотворение на татарском языке собственного сочинения:
Тукта, кеше, уйлан әле бераз,
Кая табан син атлыйсың болай?
Нигә шулай берни уйламыйча,
Табигатьнең гүзәллеген таптыйсың шушылай.
Челтерәп аккан чишмәләрең кипкән,
Аның шифа суы кая киткән?
Су буенда тал-тирәкләр корыгачтын,
Сандугач та аны ташлап киткән.
Шаулап торган урманнарың киселгәннәр,
Эче тулы кош-корт, хайван кайда икән?
Зифа каен кызлары да елый-елый
Хәтта синең кулларыңа ук үрелгәннәр.
Тукта, кеше, уйлан әле бераз,
Ни сулыйсың күкрәгеңне колач җәеп,
Чиста зәңгәр һава урынына
Кара болытларга уралган бит күгең.
Кызыл китап, тыюлыклар уйлап чыгаргансың
Нигә кирәк алар?
Бер җирне син саклап,
Икенчесен ваткан чакта.
Тукта, кеше!
Һәр адымны уйлап атла,
Ишетәсеңме!
Табигать бит синнән сорый – шушы хакта!
Тукта, кеше!
Табигатьтә берни дә бит артык түгел,
Һәр нәрсәнең үз урыны,үз вакыты.
Бозма, кеше, табигатьнең законнарын,
Сакла җирне, елатмыйча яшә, кешем!
1-й ведущий.
Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!
2-й ведущий.
Давайте, детям оставим мы мир светлее!
Давайте, люди, мы будем чуть-чуть добрее
И чтобы жизнь подольше продлилась,
Давайте чистую планету
Оставим после нас!