Празднование знаменательных дат как средство патриотического воспитания школьников
№97
Юрий БОЧАРОВ,
учитель истории и ОБЖ I квалификационной категории республиканской специальной общеобразовательной школы им. Н.А.Галлямова г. Казани
Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству – эти принципы воспитания актуальны как никогда.
Одним из направлений организации воспитательного процесса в школе было и остаётся использование в планировании воспитательной работы календаря знаменательных дат. Отдельные блоки календаря могут быть разделены на дни воинской славы и памятные даты России; государственные праздники; памятные дни; профессиональные праздники; экологические события; календарь литературных праздников; памятные даты российской военной истории и др. [1]
В РСОШ им. Н.А.Галлямова в воспитательной работе отводится значимое место двум профессиональным праздникам: Дню военного разведчика (5 ноября) и Дню пожарной охраны (30 апреля).
В нашей школе состоялась встреча с Раисой Бакиевной Рахимовой, дочерью Героя Советского Союза Б.С.Рахимова, чьим именем названа улица, на которой расположена наша школа. Она рассказала воспитанникам о боевом пути и подвиге своего отца В 60 – 80-е годы XX века память о Баки Рахимове бережно хранили на предприятиях и учреждениях Казани, связанных с его жизнью и трудовой деятельностью. Ежегодно проводились военные сборы призывной молодежи химического завода «Тасма», организовывались спортивные соревнования на Кубок Б.С.Рахимова, комсомольцы участвовали в походе к месту гибели героя. В здании нашей школы раньше располагалась школа-интернат №8, в музее которой была экспозиция, посвященная памяти Б.С.Рахимова. К сожалению, в последние десятилетия очень многие хорошие традиции по сохранению памяти героев стали забываться. С целью сохранения традиций, направленных на военно-патриотическое воспитание, коллектив нашей школы принял решение 5 ноября в День военного разведчика проводить военно-спортивный праздник, посвященный памяти разведчика Героя Советского Союза Баки Рахимова.
Военно-спортивный праздник – это многофункциональное социально культурное явление, реализующее свободное непосредственное коллективное общение для совместного переживания значимых событий, включающий в себя комплекс показательных и соревновательных мероприятий, по основам подготовки к военной службе, физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности, направленный на воспитание высоких нравственных и патриотических чувств, с помощью эстетического и культурного воздействия на человека.[2]
Военно-спортивный праздник включает в себя соревнования «Тропа разведчика», встречу с ветеранами, литературно-музыкальную композицию, посвященную подвигу героев разведки.
Литературно-музыкальная композиция оказывает эмоциональное воздействие, вызывает у воспитанников чувство сопричастности к истории своей страны через истории жизни героев. Искусство звучащего слова, соединенное с музыкальным искусством – сильнейший эмоциональный фактор. Эмоции в воспитании чувства патриотизма – необходимейшее слагаемое эффективности. Проникновенно звучало стихотворение Рафаэля Рахимова об отце «Здесь работал…» в композиции «Его именем названа улица, на которой мы живем». Не могло никого оставить равнодушным стихотворение Расула Гамзатова, посвященное подвигу девяти героев-разведчиков. Одним из этих героев был уроженец деревни Чулла Тетюшского района Петр Артемьевич Иванов. Воспитанники нашей школы подготовили мероприятие о герое России Марате Радиковиче Ахметшине, в котором особенно волнительно были прочитаны стихи его дочери.
Участие воспитанников в подготовке и проведении праздничных мероприятий создает эмоциональный настрой для военно-спортивных соревнований «Тропа разведчика». Команды из семи человек проходят следующие этапы:
– предстартовая подготовка (снаряжение рюкзаков, противогазов и макетов автоматов);
– переправа по веревкам;
– прохождение «болота» по «кочкам»;
– переноска пострадавшего;
– нахождение на карте топографических знаков;
– привал (разжечь костер и вскипятить воду);
– преодоление «минного поля» (прохождение участка след в след);
– метание гранат в цель;
– преодоление полосы препятствий;
– стрельба из пневматической винтовки (по одному выстрелу каждый).
В плане воспитательной работы школы значимым днем является 30 апреля – день пожарной охраны. К этому дню бывают приурочены соревнования, экскурсии в пожарную часть, музей пожарного дела, музей пожарно-прикладного спорта, выпуск боевых листов, выступления агитбригад. Наша школа участвовала в масштабном городском празднике, посвященном Году пожарной охраны. В парке Победы воспитанники продемонстрировали в показательном выступлении свои умения и навыки при проведении боевого развертывания. Такое внимание к празднику пожарных в нашей школе не случайно. Приобщение воспитанников к пожарно-прикладному спорту является основой пожарно-спасательной подготовки в нашей школе. Тренировки и участие в соревнованиях вызывают большой интерес у ребят. Общее количество занимающихся примерно 40 человек, из них около 20 входят в состав наших команд разных возрастов и регулярно участвуют в городских и республиканских соревнованиях. Занятия проводятся три раза в неделю тренерами Республиканской федерации пожарно-прикладного спорта в учебно-тренировочном центре ГПС МЧС РТ и в манеже спортивного комплекса «Тасма».
Использование календаря знаменательных и памятных дат при организации патриотического воспитания создает условия, содействующие развитию духовно-нравственных качеств личности, её социальной компетентности, самоопределения в обществе.