Празднование знаменательных дат как средство патриотического воспитания школьников

№97

Юрий БОЧАРОВ,

учитель истории и ОБЖ I квалификационной категории республиканской специальной общеобразовательной школы им. Н.А.Галлямова г. Казани

Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству – эти принципы воспитания актуальны как никогда.

Одним из направлений организации воспитательного процесса в школе было и остаётся использование в планировании воспитательной работы календаря знаменательных дат. Отдельные блоки календаря могут быть разделены на дни воинской славы и памятные даты России; государственные праздники; памятные дни; профессиональные праздники; экологические события; календарь литературных праздников; памятные даты российской военной истории и др. [1]

В РСОШ им. Н.А.Галлямова в воспитательной работе отводится значимое место двум профессиональным праздникам: Дню военного разведчика (5 ноября) и Дню пожарной охраны (30 апреля).

В нашей школе состоялась встреча с Раисой Бакиевной Рахимовой, дочерью Героя Советского Союза Б.С.Рахимова, чьим именем названа улица, на которой расположена наша школа. Она рассказала воспитанникам о боевом пути и подвиге своего отца В 60 – 80-е годы XX века память о Баки Рахимове бережно хранили на предприятиях и учреждениях Казани, связанных с его жизнью и трудовой деятельностью. Ежегодно проводились военные сборы призывной молодежи химического завода «Тасма», организовывались спортивные соревнования на Кубок Б.С.Рахимова,  комсомольцы участвовали в походе к месту гибели героя. В здании  нашей школы раньше располагалась школа-интернат №8, в музее которой была экспозиция, посвященная памяти Б.С.Рахимова. К сожалению, в последние десятилетия очень многие хорошие традиции по сохранению памяти героев стали забываться. С целью сохранения  традиций, направленных на военно-патриотическое воспитание, коллектив нашей школы принял решение  5 ноября в День военного разведчика проводить военно-спортивный праздник, посвященный памяти разведчика Героя Советского Союза Баки Рахимова.

Военно-спортивный праздник – это многофункциональное социально культурное явление, реализующее свободное непосредственное коллективное общение для совместного переживания значимых событий, включающий в себя комплекс показательных и соревновательных мероприятий, по основам подготовки к военной службе, физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности, направленный на воспитание высоких нравственных и патриотических чувств, с помощью эстетического и культурного воздействия на человека.[2]

Военно-спортивный праздник включает в себя соревнования «Тропа разведчика», встречу с ветеранами, литературно-музыкальную композицию, посвященную подвигу героев разведки.

Литературно-музыкальная композиция оказывает эмоциональное воздействие, вызывает у воспитанников чувство сопричастности к истории своей страны через истории жизни героев. Искусство звучащего слова, соединенное с музыкальным искусством – сильнейший эмоциональный фактор. Эмоции в воспитании чувства патриотизма – необходимейшее слагаемое эффективности. Проникновенно звучало стихотворение Рафаэля Рахимова об отце «Здесь работал…» в композиции «Его именем названа улица, на которой мы живем». Не могло никого оставить равнодушным стихотворение Расула Гамзатова, посвященное подвигу девяти героев-разведчиков. Одним из этих героев был уроженец  деревни Чулла Тетюшского района Петр Артемьевич Иванов. Воспитанники нашей школы подготовили мероприятие о герое России Марате Радиковиче Ахметшине, в котором особенно волнительно были прочитаны стихи его дочери.

Участие воспитанников в подготовке и проведении праздничных мероприятий создает эмоциональный настрой для военно-спортивных соревнований «Тропа разведчика». Команды из семи человек проходят следующие этапы:

          – предстартовая подготовка (снаряжение рюкзаков, противогазов и макетов автоматов);

          – переправа по веревкам;

          – прохождение «болота» по «кочкам»;

          – переноска пострадавшего;

          – нахождение на карте топографических знаков;

          – привал (разжечь костер и вскипятить воду);

          – преодоление «минного поля» (прохождение участка след в след);

          – метание гранат в цель;

          – преодоление полосы препятствий;

          – стрельба из пневматической винтовки (по одному выстрелу каждый).

В плане воспитательной работы школы значимым днем является 30 апреля – день пожарной охраны. К этому дню бывают приурочены соревнования, экскурсии в пожарную часть, музей пожарного дела, музей пожарно-прикладного спорта, выпуск боевых листов, выступления агитбригад. Наша школа участвовала в масштабном городском празднике, посвященном Году пожарной охраны. В парке Победы воспитанники  продемонстрировали в показательном выступлении свои умения и навыки при проведении боевого развертывания. Такое внимание к празднику пожарных в нашей школе не случайно. Приобщение воспитанников к  пожарно-прикладному спорту является основой пожарно-спасательной подготовки в нашей школе. Тренировки и участие в соревнованиях вызывают большой интерес у ребят. Общее количество занимающихся примерно 40 человек, из них около 20 входят в состав наших команд разных возрастов и регулярно участвуют в городских и республиканских соревнованиях. Занятия  проводятся три раза в неделю тренерами Республиканской федерации пожарно-прикладного спорта в учебно-тренировочном центре ГПС МЧС РТ и в манеже спортивного комплекса «Тасма».

Использование календаря знаменательных и памятных дат при организации патриотического воспитания создает условия, содействующие развитию духовно-нравственных качеств личности, её социальной компетентности, самоопределения в обществе.