Грибы

№ 94

(Занятие в подготовительной группе)

Эльвира ГАЙФУТДИНОВА,

воспитатель детского сада № 314 г. Казани

Задачи: расширять представления и знания детей о грибах, уточнить знания детей о грибах, правилах сбора грибов, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные – несъедобные); познакомить детей с пословицами о грибах, учить понимать смысл пословиц;
способствовать развитию у детей речи и познавательного интереса к жизни леса, а также памяти, умения анализировать, делать выводы; активизировать и расширять словарь детей по теме «Грибы», дать возможность развивать мелкую моторику пальцев рук; познакомить с новой техникой изготовления аппликаций из круп; закреплять знания о цифрах, умение отсчитывать заданное количество предметов, решать задачи на сложение и вычитание;
совершенствовать изобразительные умения;
развивать творческое воображение, речь, мышление.

Оборудование: Картинки или фотографии с изображением грибов.
Математические веера с цифрами.
Плоскостные изображения грибов (в большом количестве).
Крупа, чай, картон, клей ПВА.

Чтение художественной и научной литературы:

—                   В. Даль: «Война грибов с ягодами»;

—                   Э. Шим «Грибной дым»;

—                   Ю.Дмитриев «Растут по кругу»;

—                   Тельмах «Грибы и грибочки»;

—                   В. Сутеева «Под грибом»

—                   В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»);

—                   Статья из детской энциклопедии: «В мире грибов».

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются)

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение? О чем он?

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки,
И хорошие грибы
Соберем в корзинки

(Выслушиваются ответы детей)

Воспитатель. Правильно о грибах. Сегодня мы с вами поговорим о грибах

Скажите, в какое время года особенно много бывает грибов? (Осенью)

Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы. Сбор грибов – увлекательное и полезное занятие. Но не так-то просто найти хороший гриб. Для этого нужно изучить его «повадки», уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.

Воспитатель. Почему же грибов много именно осенью? Какую погоду они любят? (Сырую, дождливую, но теплую погоду.Именно такая бывает в начале и середине осени.)

Воспитатель. Есть поговорка: если дождик и тепло, гриб считает — повезло!

— А вот еще пословица про грибы: «Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок — дает приплода мешок». Можете объяснить смысл этой пословицы?

(Грибы нужно не вырывать с корнем, а срезать, оставляя корень в земле — тогда вырастут новые грибы.)

Воспитатель. Говорят: «Не всякий гриб в кузовок кладут»? Есть грибы съедобные, которые можно приготовить и съесть, а есть грибы ядовитые — их не только есть, даже трогать нельзя! Какие вы знаете ядовитые грибы? (Мухомор, поганка, ложный опенок.)

В ядовитых грибах есть яд, который может вызвать отравление. Даже если не трогать гриб, а растоптать его ногой, яд останется на обуви, обувь снимают руками, а руки не всегда моют тщательно. Да, к тому же, если человеку гриб не годиться, это не значит, что его уничтожать нужно.

Вот мухомор. Для человека он ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.

Воспитатель. Сейчас я прочитаю вам загадки, а вы найдите отгадки (картинки)
1)Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)
2)Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту –
Зовусь я – (Подосиновик)
3)Нет грибов дружней, чем эти –
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Эти дружные ребята называются: (Опята)
4)Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые (Лисички)
5)Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда не годной!
Для людей он ядовит, отгадайте, что за гриб?
(Мухомор)

Воспитатель. Сейчас я вам расскажу историю о лесных жителях, но нужна ваша помощь: где нужно вы будете подбирать правильные слова.

Однажды мышь, белка, заяц, ёж, лиса, медведь и лось пошли за грибами.

Они договорились, что как только кто-нибудь найдет гриб, сразу об этом сообщит другим. Идут они по лесу и ищут грибы.

И вот мышь нашла гриб. Это гриб чей? (мышиный)

Белка нашла гриб. Это чей гриб? (беличий)

Заяц нашел гриб. Это чей гриб? (заячий)

Ёж нашел гриб. Это чей гриб? (ежиный)

Лиса нашла гриб. Это чей гриб? (лисий)

Медведь нашел гриб. Это чей гриб? (медвежий)

Лось нашел гриб. Это чей гриб? (лосиный)

Насобирали звери много-много грибов, а что с ними делать не знают.

Как их съесть?

Мышь и говорит: «Если грибы варить, они будут какие?» (вареные)

Белка говорит: «Если грибы жарить, они будут какие?» (жареные)

Заяц говорит: «Если грибы сушить, они будут какие?» (сушеные)

Ёж говорит: «Если грибы солить, они будут какие?» (солёные)

Лиса говорит: «Если грибы тушить, они будут какие?» (тушёные)

Медведь говорит: «Если грибы мариновать, они будут какие?» (маринованные)

Лось говорит: «А если грибы только мыть, они будут какие?» (мытые)

И решили звери вымыть грибы и съесть.

Воспитатель. А теперь решите задачи и покажите ответ-цифру

Ёжик по грибы пошел.
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же — на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, ёж?
(Два)

Однажды Леший с Водяным
Бродили по местам грибным.
И нашли под елью скоро
два огромных мухомора.
Походили у осин
И нашли еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько собрано грибов?
(Три)

Воспитатель. А вот следующее задание:

Божья коровка села не на мухомор и на лисичку, жук сел не на белый гриб и мухомор. На какой гриб села Бабочка? А божья коровка и жук?

Физкультминутка «Листья».
Мы листики осенние на ветках мы сидим (дети сидят)
Дунул ветер полетели, мы летели, мы летели (дети бегают по кругу)
И на землю тихо сели (дети садятся)
Ветер снова набежал и листочки все поднял (машут руками над головой)
Закружились, полетели (кружатся )
И на землю тихо сели (дети садятся).й с листочком.

Пошаговая инструкция к созданию аппликации на примере гриба мухомора:

1. Создание рисунка. Вы можете нарисовать его самостоятельно или купить термоузор, если способностями к изобразительному искусству вы не блещете. Да и работать с готовым шаблоном гриба для аппликации куда проще.  Купить его можно в магазине либо отдельно, либо в комплекте с набором для вышивания.

2. Наносим клей ПВА небольшими капельками на ножку и шляпку

3. Затем посыпаем чаем (или крупой) так, чтобы не оставалось пустого места между крупинками. Сначала посыпаем ножку гриба

4. Потом «высаживаем» травинки из чая (не забыв несколько капель клея) и посыпаем мелкозернистой крупой шляпку

5. Немного подождем. Когда крупа приклеится, берем краски и начинаем раскрашивать шляпку

6. А теперь создаем фон для картины. Повторим то, что мы уже хорошо умеем: аккуратно капаем клей, посыпаем крупой и наш труд закончен

Если хотите, можно покрыть картину лаком и/или поставить в рамку и под стекло.