Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки

№ 93

(Урок русского языка в 9 классе)

Анна ЕНТАЛЬЦЕВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории общеобразовательной школы №7 г.Альметьевск

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки»

Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «СПП с придаточными уступки».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать  особенности СПП с придаточными уступительными. Уметь отличать придаточные уступки от других видов придаточных, распознавать виды придаточных предложений и правильно пунктуационно их оформлять, составлять связный рассказ, составлять схемы СПП.

Метапредметные: овладение приемами  систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение, эвристически метод; индивидуальная, парная

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия: сложноподчиненное предложение, придаточные уступки

Организационная структура (сценарий) урока:

  1. I.                  Организационный этап. Приветствие.
  2. II.               Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных заданий.
  1. 1.     Прочитайте и запишите эпиграф к уроку (слайд 1):

Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.

Л.Н. Толстой

—         Как вы понимаете смысл слов Л.Н. Толстого?

—         Из скольких предложений состоит высказывание писателя? Докажите. Подчеркните грамматическую основу. Составьте схему.

—         Определите тип придаточного.

—         Какие типы придаточных вам еще известны? Расскажите друг другу (прием “Клок Баддис”)

  1. 2.     Устная работа с текстом (слайд 2).

— Прочитайте текст

Бегом к характеру

     Я не могу похвастаться спортивными достижениями и вряд ли стану когда-нибудь разрядником. Но считаю себя спортсменом, потому что испытываю огромное наслаждение от каждого физического упражнения. А совсем еще недавно считал спорт пустым делом. Все изменилось полгода назад.

     В детстве я перенес несколько болезней. Кто-то из знакомых посоветовал мне делать утреннюю зарядку. Начинать было очень трудно, с непривычки все время  болели мышцы. Но почему-то уже тогда, будучи человеком, совершенно неискушенным в физкультуре, я понял, что эта боль – начало излечения. Месяца через четыре я почувствовал, что у меня изменяется походка, цвет лица. Пропал вечно досаждавший мне насморк. А главное, я почувствовал, что  крепнут не только телесные мышцы, но и какие-то мускулы души. Привычка делать зарядку вытеснила другие. Перестал залеживаться утром в постели, курить, бездельничать. А потом меня ждали другие открытия. Никогда не думал, что обыкновеннейшие физкультурные упражнения могут так повлиять на состояние духа, на мышление. Я действительно чувствую, что теперь не только быстрее бегают ноги, но и мысли. Моя дырявая память стала цепкой. Как капкан. Но больше всего меня радует то, что я только начал открывать для себя мир физической культуры, что меня впереди ждет еще много хорошего.

— О чем пишет автор? (о пользе физических упражнений) (слайд 3)

— В чем идея текста? (призывает заниматься физкультурой)

— Найдите в 1 предложении словосочетание со связью «согласование». Замените его синонимичным словосочетанием со связью «управление». (спортивными достижениями – достижениями в спорте)

— В 1-ом предложении 2-ого абзаца найдите слово, правописание приставки в котором зависит от ударения (несколько)

— Найдите все СПП. Определите в них тип придаточного.

— Укажите способ подчинения придаточных в последнем предложении. (однородное подчинение)

— СПП с каким видом придаточных не встретилось в тексте?

 

III. Открытие новых знаний, формирование новых умений. (слайд 4)

  1. 1.     Запишите предложение:

Мама отпустила Мишу на вечернюю пробежку, хотя он еще не до конца выучил уроки.

— Какое предложение по количеству грамматических основ?

— Какой вопрос можно задать от главного предложения к придаточному?

— Миша выучил уроки?

— Он хотел, чтобы мама отпустила его на пробежку? Чего он ждал от мамы?

— Он ждал уступки от нее?

— Какое же это предложение? С каким видом придаточного?

— Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Запишите) (слайд 5)

— Какова будет цель урока? (научиться находить СПП с придаточными уступки, уметь отличать их от других типов придаточных предложений) (слайд 6)

      2. Запишем следующее предложение и так же разберем его (у доски ученик) (слайд 7)

Несмотря на то что занятия физкультурой помогают избежать различных болезней, тревожных состояний, некоторые школьники ведут малоподвижный образ жизни.

— Физкультурой надо заниматься? Занятия физкультурой предотвращают проблемы, связанные со здоровьем?

— А школьники некоторые пренебрегают этим?

— Значит, какое это придаточное?

— Посмотрите на СПП с уступительными придаточными. Что мы можем сказать о действии в придаточном предложении по отношению к главному? (действия в главном предложении и придаточном противопоставлены)

— На какой вопрос они отвечают? (Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?)

— Придаточные уступительные сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы несмотря на что? Вопреки чему?

— При помощи чего присоединялись в 1 и 2 предложениях придаточные уступки?

— Посмотрим, к правильному ли выводу мы с вам пришли. Откройте учебник на стр.98, прочитайте правило. Обратите внимание на правописание «несмотря на то что» (слайд 8)

— Что еще можно добавить?

     3. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточного:

Несмотря на то что на уроке мы работаем сосредоточенно, для снятия напряжения нам необходима физкультминутка.

— Как вы думаете, для чего еще мы записали это предложение? (слайд 9)

Физкультминутка (слайд 10)

 

IV. Первичное закрепление, систематизация, применение. (слайд 11)

1.Списать предложения, расставить недостающие знаки препинания, определить тип придаточного.

  1. Я убежден в том, что у каждого оздоровительная тренировка должна быть индивидуальной. Каждый должен подобрать для себя целесообразные упражнения, хотя принципы тренировки для всех общие.
  2. Школьники, которые ведут малоподвижный образ жизни, приобретают следующие болезни: близорукость, сколиоз, сердечную недостаточность.
  3. Хотя Л.Н. Толстому и было 70 лет, он побеждал в беге на коньках молодежь, гостившую в Ясной Поляне.
  4. Велосипед был подарен Л.Н. Толстому, когда ему было 67 лет.
  5. А.И. Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно укрепить тело, а с ним и дух.

— Проверьте по эталону правильность выполнения задания. Оцените себя: (слайды 12, 13)

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

Больше 3-х ошибок  -«2»

 

2.Используя СПП с разными видами придаточных, напишите небольшое размышление: «Согласны ли с мнением, что спорт дисциплинирует человека»? (слайд 14)

V. Рефлексия (слайд 15)

—         Достигли ли вы поставленных целей?

—         С какими предложениями познакомились на уроке?

—         Чему научились?

—         С какими трудностями столкнулись?

—         Какую еще тему затронули на уроке? Какой вывод вы сделаете для себя?

—         Я думаю, что урок сегодня был полезным, интересныи, познавательным

—         Можете оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку.

VI. Домашнее задание (одно из трех заданий, на выбор), инструктаж по его выполнению

 (слайд 16)

  1. Из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными уступки.
  2. Упр.153  (П)
  3. Упр. 155 (п) Одно задание на выбор