Развивающий канон на уроках в начальной школе

(Мастер-класс)

 

Ольга ШАШКОВА,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12 Вахитовского района г.Казани

Гузэль ИСМАГИЛОВА,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12 Вахитовского района г.Казани

Резеда МУХАМЕТШИНА,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12 Вахитовского района г.Казани

В условиях реализации ФГОС учителю начальных классов приходится решать различные проблемные задачи:

– Как добиться успехов в развитии ученика?

– Как по-новому подойти к организации учебного процесса, чтобы не упустить главного?

– Как повысить мотивацию к учению, качество обучения?

На все эти вопросы помогают ответить ученые, создающие новые технологии и приемы обучения. В  рамках данного мастера-класса мы хотим  познакомить вас с приемом развивающего обучения –  развивающим каноном.

Возможно, среди вас есть те, кто уже знаком с развивающими канонами, а может  кто-то успешно применяет их на практике? Давайте сформулируем определение: что такое развивающий канон?

Развивающий канон – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести  пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. То есть элементы задания могут быть связаны не только логикой, но также аналогиями и ассоциациями. С  какой целью, для чего можно использовать каноны?

Это:

  • мотивация обучения;
  • развитие памяти, творческого воображения, аналитических способностей;
  • активизация творчества учащихся;
  • расширение кругозора;
  • формирование  успешности

Выдающийся философ Э. Кант считал: «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Давайте же не будем тратить время,  приступим к размышлению. Итак, канон.

Рассмотрим канон, в котором ответ на вопрос можно легко и быстро найти, установив связь между его элементами.

Например:

дрель трель
 жар ?
голос колос

Решение:

дрель трель
жар шар
голос колос

В каноне может быть не одно неизвестное. Например, два, как в следующем варианте:

? желтый
земляника красный
? фиолетовый

Решение:

лимон желтый
земляника красный
баклажан фиолетовый

Как вы уже смогли заметить, канон может иметь не один ответ, а несколько, причем между вариантами ответов  существует система предпочтений, которую также нужно выявить.

Например:

животное койот
дерево клен
страна ?

По пути наименьшего сопротивления  это может быть любая страна.

Например:

животное койот
дерево клен
страна Россия

животное койот
дерево клен
страна Китай

По начальным буквам слов правого поля – страна на букву К. Например:

животное койот
дерево клен
страна Канада

Если учесть все связи в совокупности,  то это Канада.

Поэтому важно, разобрать все варианты ответов. Это должны быть анализ, исследование, а не традиционная оценка результатов в баллах. Разбор различных решений канона и способов их нахождения позволяет не только накапливать и закреплять знания, но и вводить обучаемых в атмосферу творческого поиска.

По своей структуре каноны могут иметь разные формы:

табличную                                   ступенчатую:

100 У
40 ?
60 Р

человек  
голова затылок  
? глаз зрачок

Каноны могут объединяться в так называемый каскад. Это уже комплекс вопросов, для решения которых необходимо привлекать знания из различных предметных областей и дисциплин. Например:

      одуванчик      ?     колокольчик
         желтый      ?      фиолетовый
     ?       земляника      ?
фрукт     ? овощ
     ?   лес      ?

В каскаде каждые две соседние строчки – это канон, который решается в сопоставлении с соседними.

Подводя итог, нужно отметить, что развивающий канон является конкретным методическим подспорьем. Так как, он одинаково хорошо работает на уроках  всех  предметных дисциплин и может быть использован на любом этапе урока. Так, на математике в 1 классе по теме «Нумерация чисел» с целью первичного закрепления  используется следующий канон:

       шов        618
       сон        710
       дно          ?

Работая по теме «Слова, близкие по значению» на этапе актуализации знаний  дети решают  данный канон:

    смелый ?        работать
  отважный      метель       трудиться

Окружающий мир, тема «Деревья и кустарники» – обобщение и систематизация знаний, канон:

Д Т

К

        дуб     тысячелистник         ?

Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Практика показывает, что дети не только охотно решают готовые каноны, но и самостоятельно составляют свои, испытывая огромное удовлетворение, чувство радости познания доселе неизвестного. Опыт, накопленный в результате работы в данном направлении, систематизирован  в печатном  пособии «Я учусь мыслить».