Полет на воздушном шаре в осенний лес
№ 91
(Интегрированное эколого-валеологическое занятие во второй младшей группе)
Надежда ГРАНЖЕ,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 314г. Казани
Цель занятия. Приходить на помощь друзьям, попавшим в беду.
Задачи: закреплять и пополнять знания детей о свойствах воды и воздуха, участвовать в опытно-экспериментальной деятельности, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи, знать съедобные и ядовитые грибы (3-4 вида), оперировать понятиями «много» и «один», «большой»-«маленький», «широкий»-«узкий», знать обитателей леса:животных, насекомых, птиц, делать самомассаж ладоней, используя еловые шишки, дыхательную гимнастику.
Развивать познавательные качества, отзывчивость, желание помочь, навыки экологической культуры.
Воспитывать любовь к родному краю и всему живому.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло! Давайте поздороваемся.
У нас сегодня очень интересное занятие. Мы отправимся в путешествие в осенний лес, а доберемся туда на воздушном шаре! Хотите?Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?(Осень.)
Воспитатель. Правильно. Как вы узнали?(Холодно на улице, листочки желтеют и падают, дожди и лужи.)
Воспитатель. Верно. А чем мы с вами дышим?(Воздухом.)
Воспитатель. Какой воздух на улице осенью? (Холодный, сырой.)
Воспитатель. А в группе? Почему?(Теплый.Батареи греют.)
– Правильно. А еще воздух прозрачный. Вы не знаете, тяжелый он или легкий, можно ли его набрать? Давайте проведем эксперимент и узнаем. Давайте попробуем его набрать в щечки. Вдыхаем ртом , ловим, закрываем рот. Вот какие щечки. Смогли мы набрать воздух в щечки? Но мы не узнали, тяжелый он или легкий! У меня есть пакет, возьмите и вы по пакетику, попробуем набрать вот так! Молодцы. Какой вывод сделаем?(Воздух легкий — пакетик легкий.)
Воспитатель. Вот наш воздушный шар и готов! Подойдите ко мне поближе, обнимите друг друга, держитесь крепче. Полетели! А пока мы летим,скажите, кого мы можем встретить в лесу? Кто там живет?(Животные, насекомые, птицы.)
Воспитатель. Правильно. Приземляемся на полянку. Сдуваю шар. Присядем, отдохнем от полета.
– Ой, ребята, летит ворона!
Ворона. Кар, кар-кошмар,кошмар.
Воспитатель. Что случилось? Что это ты нам принесла?
Ворона. Это вам письмо от жителей леса. Они просят у вас помощи! Читайте и все узнаете! А мне некогда, я полетела дальше!
Воспитатель. Действительно, наши лесные друзья просят помочь им, а в чем именно, мы узнаем при встрече с ними. Поможем?
– Кто это спрятался за корзиной? (Белка)
– Чем мы можем тебе помочь?
Белка. Я делаю запасы на зиму, собрала грибы, но не знаю…какие из них сьедобные. Помогите мне разобрать грибы пожалуйста!.
Воспитатель. С большим удовольствием. Наши ребятки разбираются в грибах и помогут тебе.(Высыпаются грибы, дети складывают сьедобные)
– Вот посмотри, это съедобные грибы-подберезовики, это какие, ребятки?
Дети. Мухоморы, их нельзя есть, они ядовитые!
Воспитатель.Молодцы ребята. А мы тебе покажем еще съедобные грибы, а ты, белочка, запоминай, как они выглядят.(Воспитатель показывает картинки, а дети называют: боровик, подосиновик, опята и бледную поганку.)
Белочка. Спасибо вам, ребята! Как я рада, что вы помогли мне. Теперь я знаю, какие грибы мне можно собирать, а какие нельзя. До свидания.
Воспитатель.Ребята, прислушайтесь, кто-то плачет?
– Олег, посмотри, кто там? (Мишутка) Что случилось с тобой, Мишутка. Может, мы сможем тебе помочь?
Мишутка. У меня болит голова, на меня упала какая-то шишка! Большаая! Я хочу ее найти и не могу! Как найду, так сразу наступлю и раздавлю ее. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. Подожди, Мишутка, не сердись. Мы тебе с ребятками голову полечим, а шишка еще может пригодиться! (Дети мажут мазью голову медведю, воспитатель перевязывает.) Посиди, посмотри на нас, мы расскажем стихотворение про тебя и кое-чему научим!
Давайте превратимся в медвежат. Повернитесь вокруг себя, ой, сколько медвежат.(Физминутка «Мишка косолапый»)
– Ребята, как вы думаете, какая из этих шишек упала на Мишутку? (Большая)
– А это какие шишки? (Маленькие)
– Сколько больших шишек? (Одна) А маленьких? (Много)
– Давайте покажем Мишутке, как можно использовать шишки и себя оздоравливать! Возьмите в руки по еловой шишке, а ты, Мишутка, возьми большую шишку и узнаешь, какая она замечательная. Делай с нами массаж.
В руки шишечки мы взяли
Дружно, весело катали.
Вот так, вот так дружно, весело катали.
А потом мы потянулись, улыбнулись,
Шишки за спину убрали, а потом опять достали
И еще раз покатали!
Разогрелись наши ладошки? Замечательный массаж!
Мишутка. Спасибо ребятки. Научили меня делать массаж. Не знал, что шишка может пригодиться! И голова совсем прошла! Пойду, своих друзей научу делать оздоровительный массаж шишками. До свидания! Жду вас в гости!
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, по какой тропинке пойдет Мишутка по широкой или узкой? По какой тропинке ему удобнее будет идти?(По широкой.)
– А кто из лесных жителей может пройти по узкой? (Зайчик, ежик.)
Воспитатель. Вы правы. А давайте вспомним стихотворение про осень. Повторяем дружно!
Осень капельки роняет, ветер капли подгоняет,
Я на дождь не выхожу, я на дождь в окно гляжу.
Листья мокрые дрожат, лужи грязные бурлят,
А на узеньком карнизе воробьи рядком сидят!
Какими же бывают лужи после дождя? (Холодные, грязные)
– Правильно. А какие свойства воды вы знаете? Какой может быть вода?(Холодной, теплой, горячей.)
Воспитатель. А если ее потрогать? Какая она на ощупь? Вот я набрала воды из лесного озера. (Ставится вода в тазике) Что вы о ней скажете?(Холодная, мокрая.А там сидит лягушка.)
Воспитатель. Если вы увидели в воде лягушку, значит она прозрачная, не мутная. А загляните, видите ли вы себя в воде, свое отражение? Вода способна отражать, как зеркало. Вот такое интересное свойство воды.
– А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте наберем в щечки воздух! Превратимся в воздушные шарики. Полетели в детский сад. Сдуваем шарик.
– Вот мы и в детском саду. Понравилось наше путешествие? Вы были молодцы, помогли лесным обитателям, сделали добрые дела. А сейчас можете отдохнуть, занятие закончилось.