Казань театральная
(Музыкально – литературный вечер)
Гульнара АХМЕТОВА,
музыкальный руководитель детского сада №75 г.Казани
Задачи: дать детям представление о театрах Казани. Обогатить знания об опере, балете, оркестре. Закрепить знания детей о театральном искусстве, правилах поведения в общественных местах. Воспитывать любовь к музыке, искусству.
Словарная работа: симфонический оркестр, дирижёр, консерватория премьера, аплодисменты.
Материалы: фото с изображением театров нашего города, макет театра
им. Г. Камала, музыкальная шкатулка, кроссворд, детские музыкальные
инструменты.
Предварительная работа: беседы о композиторах, опере, балете, видах
оркестра, чтение книги Н. Евреинова «Что такое театр?», слушание от — рывков из произведений П. Чайковского, Ф. Яруллина, Н. Римского-Кор-сакова, инсценирование сказок, разучивание стихов о музыке.
Оформление зала: на центральной сцене изображение видов Казани,
театра оперы и балета, нотный стан с нотами (картон).
Ход
(Звучит классическая музыка. Дети входят в зал, садятся.)
Музыкальный руководитель. Дорогие друзья! Сегодня на нашем вечере в музыкальной гостиной мы поговорим о театре. Знаете ли вы что такое театр? (ответы детей)
Слово «театр» произошло от греческого слова «театрон» означает
«зрелище». (Показывает на центральную стену, на которой «весёлые нотки»). А вот эти «весёлые нотки» помогут нам больше узнать о театре. В каждой нотке «спрятался» вопрос. Давайте все вместе найдём ответ.
Вопросы в нотах.
1-я нота. Что делают в театре зрители? (смотрят спектакли)
2-я нота. Кто участвует в спектакле? (артисты)
3-я нота. Кто распределяет роли между артистами? (режиссёр)
4-я нота. Кто шьёт для артистов костюмы? (костюмер)
5-я нота. Кто рисует декорации? (художник-декоратор)
6-я нота. Как называется первое представление спектакля (премьера)
7-я нота. Как надо вести себя в театре? (соблюдать тишину, вовремя
приходить на спектакль, не уходить до конца спектакля)
(Дети поочерёдно бегут к центральной стене и берут по одной «ноте», отвечают на вопрос.)
Музыкальный руководитель. А сейчас я вас приглашаю на экскурсию в театры нашего города.
На площади Свободы располагается театр оперы и балета им. Мусы Джа-лиля (показ фото). В честь кого назван театр? (ответы детей). Верно. В честь татарского поэта-героя М. Джалиля. Первое здание театра было построено 100 с лишним лет тому назад и было деревянным. Но это здание во время большого пожара в городе сгорело, и на его месте было построено новое, каменное – новый театр, который мы с вами сейчас знаем.
Здание театра оперы и балета красиво не только снаружи. Внутрен-нее оформление театра вызывает восхищение: красивые большие залы, хрустальные люстры, переливающиеся огнями, удобные кресла, сцена с прекрасными декорациями и красивым занавесом. На этой сцене танцу-ют и поют лучшие артисты республики (показ иллюстраций). Какие па-мятники стоят по бокам театра? (Пушкина, Тукая). Кто они? (поэты). Какие произведения этих авторов вы знаете? (дети перечисляют.) Их произведения в музыкальном оформлении не сходят со сцены театра.
Какие композиторы писали музыку к сказкам? (П. Чайковский, Римский-Корсаков, Ф. Яруллин, Э. Бакиров.) Сейчас я предлагаю послу-шать фрагменты музыкальных произведений, вспомнить их названия, автора, а затем найти соответствующую иллюстрацию к сказке. (Звучат отрывки из оперы Н. Римского-Корсакова «Царь- Салтан», балета Ф. Яруллина «Шурале», балета П. Чайковского «Щелкунчик». Дети находят соответствующую репродукцию, называют музыкальные произведения и автора.).
Входит Фея Музыки. В руках у неё музыкальная шкатулка. Из неё
доносится мелодия.
Фея: Я Фея Музыки, друзья,
Меня, надеюсь, вы узнали
Все эти годы день за днём
Я появляюсь в это зале.
Чайковский, Глинка, Шуберт, Моцарт,
Ваш слух всечасно услаждали.
Музыкальный руководитель. Да, наши дети очень любят музыку, любят петь, танцевать и даже знают о музыке стихи. Давайте их расскажем.
(Дети читают стихи.)
И от грусти и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней-полусказкой
Нас шутя развеселить
И рассыпаться вдруг пляской
В хороводе закружить!
В. Семерин
Музыка всюду живёт.
Ветер чуть слышно поёт,
Липы вздыхают у сада…
Чуткая музыка всюду живёт
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Тихие слёзы свои
Ива роняет у брода…
Только приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей,
Песней дождей,
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо!
Фея: Какие замечательные стихи! (обращает внимание детей на музы-
кальную шкатулку)
Шкатулка музыкальная,
Наш старый, добрый друг –
Мелодию хрустальную
Рассыпала вокруг.
Шкатулка наша тайнами
И песнями полна,
Секреты музыкальные
Откроет нам она.
Ты, шкатулка, открывайся,
Открывайся поскорей.
Музыкальные сюрпризы
Подари для всех друзей!
(открывает шкатулку, показывает кроссворд)
Этот кроссворд поможет мне убедиться в том, хорошо ли вы знаете
музыку. Вам нужно заполнить горизонтальные строки. Последнюю
букву каждого слова нужно выделить красным цветом.
В последней вертикальной строке появится знакомое вам слово.
|
|
Б |
А |
Л |
Е |
Т |
|
Ш |
У |
Р |
А |
Л |
Е |
|
|
О |
П |
Е |
Р |
А |
|
А |
Р |
Т |
И |
С |
Т |
О |
Р |
К |
Е |
С |
Т |
Р |
Вопросы к кроссворду
По горизонтали:
- Театральный спектакль, в котором герои не говорят, а танцуют под музыку (балет)
- Сказочный персонаж из произведения Г.Тукая (Шурале)
- Театральный спектакль, в котором герои не говорят, а поют (опера)
- Человек, выступающий перед зрителями на сцене (артист)
- Группа музыкантов совместно исполняющих музыку на различных инструментах (оркестр)
Ведущий предлагает всем обратить внимание на разгаданный крос- сворд и прочитать слово, составленное из красных букв ( по верти- кали). Все читают слово «театр».
Фея: В музыкальной шкатулке спрятались вопросы. Я думаю, вы легко сможете на них ответить.
Вопросы: Правильно ли это?
- Ходить в театр, в спортивном костюме? (нет)
- Сидя в зрительном зале театра, разглядывать окружающих в театраль-ный бинокль? (нет)
- В зрительном зале театра проходить по ряду к своему месту лицом к сидящим? (да)
- Бежать в гардероб во время того, как артисты кланяются публике? (нет)
- Аплодировать во время спектакля? (нет)
Музыкальный руководитель. В последней горизонтальной строке кроссворда пряталось слово
«оркестр». Оркестровая музыка звучит не только в театре оперы и ба-
лете, она звучит и в Концертном зале Казанской Государственной
консерватории, здание которой расположено рядом со зданием театра
оперы и балета (показ фото). На сцене концертного зала консервато-
рии выступает симфонический оркестр республики Татарстан, извест-
ные российские и зарубежные исполнители. Звучит музыка и наших
татарских композиторов: Н. Жиганова, С. Сайдашева и др.
Девочка: Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.
(девочки исполняют танец с цветами под музыку «Вальса» С.Сайдашева)
Музыкальный руководитель. Прозвучал «Вальс» С.Сайдашева в исполнении симфонического оркестра. А какие ещё бывают оркестры? (духовые, шумовые, народных инструментов). Кто руководит оркестром? (дирижёр).
Выходит мальчик с дирижёрской палочкой.
Мальчик: Треугольник есть и ложки,
Бубны, палочки, гармошки,
Если все их сразу взять
Дружно вместе заиграть…
Буду я тут дирижёром
Кто же вы?
Ответьте хором!
Дети: Оркестр! (берут детские музыкальные инструменты)
Дети исполняют русскую народную мелодию на усмотрение муз. рук-ля.
Фея: Музыканты заслужили аплодисменты! А вы знаете, когда принято аплодировать в театре? (ответы детей). Верно, в театре принято аплодировать:
- После поднятия занавеса, как одобрение декораций и восхищение работой художника и постановщика.
- При выходе популярного артиста в знак признания его таланта.
- После наиболее сложных и мастерски исполненных арий и сольных номеров в оперном театре.
- После завершения акта, пьесы в целом, отдельного номера кон-церта и всего концерта.
- Певцу, выразившему по просьбе зрителей готовность исполнить
понравившийся номер представления.
Фея: Друзья! В искусстве музыкальном
Вы преуспели, нет сомненья
Прощайте же! Я удаляюсь
В отличном настроении! (уходит)
Неожиданно из- за ширмы появляется кукольный персонаж
(на усмотрение музыкального руководителя)
Кукла: Здравствуйте! Я слышал, что вы сегодня говорили о театре, а вот о моём даже и не вспомнили. Отгадайте, из какого я театра?
(ответы). Верно, из Татарского Государственного театра кукол «Экият». Кто был в нашем театре? Какие сказки смотрели? На сцене нашего театра вы можете увидеть такие спектакли, как «Царевна-лягушка», «Сказка о двух монетах» и многие другие. Спектакли нашего театра являются участниками международного фестиваля театров кукол. Приходите к нам театр! И мы приедем к вам в детский сад с новой сказкой. До свидания! (скрывается за ширмой).
Музыкальный руководитель. Кроме театров, о которых шла речь в нашей музыкальной гостиной, в городе Казани существуют, конечно же, и другие театры. Это и драматический театр им. Качалова, расположенный на ул. Баумана, и Татарский театр им. Тинчурина на ул. К. Маркса, Татарский Госу-дарственный академический театр им. Г. Камала, расположенный на берегу озера Кабан (показ макета), ТЮЗ на ул. Островского. Спектакли в драматическом театре отличаются от спектаклей в театре оперы и балета. Чем? (ответы детей). Да, здесь артисты говорят. Но музыка присутствует и в этих спектаклях тоже. В нашем Кировском районе также есть театр юного зрителя, он располагается в здании бывшего Алафузовского театра (показ фото). Артисты этого театра часто бывают гостями нашего детского сада. Мы смотрели такие их спектакли, как «Ёж и лиса», «Вредная авария», «Сказка о белом мышонке». Сейчас я предлагаю и вам стать ненадолго артистами и разыграть спектакль.
(Инсценировка отрывка из сказки Г. Тукая «Шурале»)
Музыкальный руководитель. Вот и подошел к концу наш музыкальный вечер. Я уверена, что он не оставил вас равнодушными. Может быть, кто-то из вас в будущем станет знаменитым музыкантом, композитором или артистом. До новых встреч!