Разминки для уроков музыки
Фарида КАРИМОВА,
учитель музыки Нурминской средней школы Балтасинского района
Учитель большое внимание уделяет составлению технологических карт, сценарий уроков, разработке разных методичек и тестов для уроков. А этап разминки мы часто забываем, или, в лучшем случае, отмахиваемся простыми музыкальными танцами и играми. А ведь разминка, физкультминутка, пауза отдыха очень важна для здоровья обучающихся. Это и снятие мелкого стресса, и поднятие настроения для дальнейшего продуктивного освоения материала урока.
Самое главное в разминках – интересно построенная форма. Я стараюсь придумывать познавательные игры, которые увлекают моих учеников, дают им возможность тренировать мысли и тело. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
1-я разминка. Данный материал можно использовать на уроках искусства, а также на уроках математики с цифрами, на уроках чтения, азбуки с буквами и т.д.
Ребятам раздаются карточки с рисунками разных нот. Учитель даёт команды, а ученики должны в быстром темпе ориентироваться и выполнять.
– Построились по нотам.
– Показали нам свои нотки.
– Озвучили своё новое имя.
– Все вместе – хором.
– До шагнула вперёд.
– Ре её догнала.
– Ми обратно их вернула.
– Фа покрутилась на месте.
– Соль с ля повторили.
– Си недовольно топнула.
– Ля шагнула назад.
– Ре шагнула вперёд.
– Соль и си покрутились.
– Ми затопала.
– До и фа присели.
– Ля шагнула вперёд.
– Ре шагнула назад.
– До и фа встали.
– Ми покрутилась.
– Соль показала хорошее настроение.
– Си дирижирует.
– Все вместе поклонились.
При хорошем внимании и ориентире нотки должны к концу построиться в ряд. Данная разминка полезна, так как ученики повторяют ноты, а это основная часть музыкальной грамоты. У детей включается внимание, они работают в духе соревнования, в результате разминки они готовы к следующим этапам урока.
2-я разминка. Данная разминка растягивает тело, заставляя двигаться во всех направлениях. А ещё полезна для развития певческих навыков – одновременно происходит «распевка». Также ребята повторяют нотный звукоряд.
Ученики встают со своих мест, под игру на музыкальном инструменте тянутся вверх за руками, одновременно поют длинное «до», опускают руки. Поочерёдно повторяют все нотки до мажора. Далее идёт повтор до мажора с наклонами и тянущимися руками вниз. То же самое делаем и в кругу с наклонами в стороны, передавая нотки по цепочке. На этом этапе развивается коллективизм, взаимоподдержка, что очень важно для предстоящего хорового пении.