Юные защитники природы

(Летний экологический проект для детей среднего возраста)

Альфия НАЗИПОВА, Людмила БИКТИРЯКОВА, Гульназ МУСТАФИНА, Миляуша ГАЙСИНА, Айгуль МУСТАФИНА, Лилия СУБАЕВА,

воспитатели детского сада №18 «Улыбка» г. Азнакаево

Основное место в системе экологического воспитания отводится  деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, цветет и т.д.).

Мы не делаем всё сами, а даём возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для защиты природы. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, мы тщательно продумываем и организовываем предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Летом на участке высаживали  различные растения, получали практические навыки ухода за ними, наблюдали за их ростом. Дети рассматривали листья деревьев, сравнивали деревья и кустарники, научились различать и находить их.

Участвовали в акции вместе с родителями «Спасем елочку вместе». Дети с огромным желанием хотели помочь елочке, и это у них получилось.

Дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в т. ч. и самостоятельную. В итоге этой работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе неважно, открыл ли ребенок принципиально новое или сделал то, что всем давно известно.

Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

К организации поисковой и творческой деятельности детей мы подключаем родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта мы предложили родителям  нарисовать рисунки на тему: «Берегите природу». Рисунки получились очень яркие, и каждый родитель постарался открыть всю тему в рисунке.

В результате работы мы добились положительных результатов и выяснили:

• Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по программе «Детство». Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Поэтому темы проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.

• Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

• Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

• Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

• Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.