Нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе национальных традиций

Эндже АХМЕТОВА, Гульнара ГАДИЕВА,

музыкальные руководители детского сада  №18 «Улыбка» г.Азнакаево

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы – это период накопления впечатлений, которые оказывают огромное влияние как на дальнейшее развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности. Именно с малых лет необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, своему краю и ее природе, созданной трудами родных и близких людей. Дети должны знать историю своего народа, его прошлое, так как связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю. Такое взаимодействие способствует бережному отношению к традициям. Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. В нашем детском саду ежегодно проводятся такие национальные праздники как  «Сөмбелә», «Уңыш бәйрәме», «Нәүрүз бәйрәме», «Карга боткасы», «Өлкәннәр көне», «Әниләр көне», «Сабантуй». Без внимания не остаются и дни рождения татарских поэтов и писателей, как Г.Тукай, М.Джалиль, А.Алиш, Т.Миннуллин и др. Театральные инсценировки, поставленные по произведениям этих авторов, на муниципальном конкурсе «Театральная весна» награждены дипломом за I место среди постановок на татарском языке и дипломом обладателя звания Гран-при среди постановок на русском языке. 

Такие мероприятия поднимают интерес к произведениям национальных авторов, а привлечение родителей к разнообразным формам совместной деятельности с детьми в детском саду способствуют возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию личности ребенка и  доброжелательных отношений в семье.

Наиболее эффективно использование интегративного подхода при организации работы. В этом нам помогает проектный метод. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории своего народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять, преумножать богатство своей страны. При разработке проектов учитываем контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей и непосредственно их помощь и совместная деятельность. К примеру, к 80- летию Азнакаевского района нами был осуществлен информационно- практико-ориентированный проект «Край родной навек любимый». Своей работой мы хотели  развить у детей интерес к изучению истории родного города, его достопримечательностей, профессий, связанных со спецификой местных условий, воспитать любовь к родному краю, уважение к людям труда, стремление быть полезным окружающим. В рамках этого проекта использовались различные формы и методы работы с родителями: привлечение к организации экскурсий (в Краеведческий музей, Ледовый дворец, Дом престарелых, оздоровительный центр «Дельфин», мечеть, районную библиотеку, городской парк,  осенний лес, на ферму, к нефтяному оборудованию, Аллее героев); организации вечеров музыки и поэзии местных композиторов и поэтов; организации выставок совместного творчества родителей и детей (изготовление макетов, поделок, рисунков, композиций на тему родного края); оформление альбомов («Мой папа – нефтяник», «Чатыр тау»); папок-передвижек («Люби и знай свой родной край», «Моя семья»). С детьми были проведены беседы на темы «Мой любимый город», «Как хлеб пришел к нам на стол?», «Нефтяник – почетная профессия», «О труде животноводов», «О пчеловодстве». Продуктом деятельности проекта был создан мини-музей «Азнакаем».

Хочется верить, что проводимая работа поможет сформировать у дошкольников нравственно-патриотические чувства: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках, занятиях, досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к уважению и пониманию неповторимости культуры своего народа.