Человеческий капитал
(Занятие элективного курса «Основы финансовой грамотности». IX класс)
Гюзель ЯКУПОВА,
учитель обществознания высшей квалификационной категории средней школы №1 г. Азнакаево
Цель. Формирование ответственного и осознанного отношения к управлению личными финансами.
Задачи. Познакомить с понятием «человеческий капитал», его видами, составляющими. Охарактеризовать применение человеческого капитала.
Материал и оборудование: учебное пособие (Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности». – М.: Просвещение, 2016), методические рекомендации (Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методическое пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016), видеофрагменты «Выступление Стива Джобса в Стенфорде» (https://www.youtube.com/watch?v=I9vdM7Gg6N8), «Дональд Трамп. 10 заповедей успеха» https://www.youtube.com/watch?v=9y4Po7tU1tg).
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
– В чем помогает разобраться предмет «Основы финансовой грамотности»?
– Почему и богатым, и бедным денег всегда не хватает?
– Чем богат каждый из нас?
Учитель. Подводя итоги вышесказанному, мы можем делать выводы о том, что, во-первых, богатство каждого из нас в нас самих, во-вторых, потребности наши растут изо дня в день, в-третьих, нам не хватает знаний для грамотного распоряжения своим капиталом.
Одним из составляющих богатства каждого из нас вы назвали успех. Как вы понимаете слово «успех»?
(С помощью сингапурской структуры ДЖОТ ТОТС ребята пишут ассоциации со словом «успех». Учитель выслушивает мнения групп, повторяющиеся ответы записывает на доске, комментирует и дополняет ответы учащихся.)
– Слово «успех» для многих людей ассоциируется с богатством, властью, признанием общества и т.д.
(Учитель просит составить рецепт «гарантированного успеха». Для этого обучающиеся смотрят отрывки двух видеофильмов (выступления Стива Джобса и Дональда Трампа), после чего идет их обсуждение в группах.)
– Чем похожи слагаемые жизненного успеха обоих миллионеров?
– Являются ли эти рецепты универсальными для подавляющего большинства людей?
III. Изучение нового материала
1. Лекция учителя о человеческом капитале, его основных составляющих на основе материала учебного пособия (с.10 – 11). Обсуждение по вопросам:
– Какая часть человеческого капитала есть биологическая составляющая, а какая социальная?
– Каким образом можно развивать свой человеческий капитал?
2. Выступление одного из учащихся по теме: «Теория человеческого капитала».
3. Проведение теста на профессиональную ориентацию «Кем быть?» и обсуждение его результатов (см. Приложение 1 методического пособия (Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методическое пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение», 2016).
IV. Закрепление изученного материала может быть проведено в рамках сингапурской структуры КЛОК БАДДИС по вопросам:
– Что входит в человеческий капитал?
– Почему человеческий капитал считается наиболее важным активом человека?
– Докажите, что человеческий капитал является главным двигателем экономического роста.
– Приведите примеры людей, талантливо распорядившихся своим человеческим капиталом (это могут быть исторические личности, современники, литературные герои). При наличии времени работа с дополнительным материалом к параграфу.
V. Домашнее задание
Написать эссе на тему «Вдохновляющий вас пример развития человеческого капитала».