Конкурсное движение как эффективный способ активизации и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО по реализации национально-регионального компонента

№74

Алсу БИКТОВА,

старший воспитатель детского сада № 145 г. Казани

Актуальность реализации национально-регионального компонента в образовании обуславливается рядом нормативно-правовых документов, как на федеральном, так и на региональном уровне во всех субъектах РФ, которые чётко прописывают учёт региональных, этнокультурных особенностей регионов. В Республике Татарстан работа по реализации национального образования ведется очень активно. Перед всеми образовательными организациями поставлена большая задача – интеграция национально-регионального компонента в образовательный процесс.

Заведующие, старшие воспитатели, педагогический коллектив постоянно находятся в активном поиске эффективных форм, способов реализации национально-регионального компонента. В нашем детском саду одной из эффективных форм работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности, в частности данном в направлении является конкурсное движение. Формирование новых подходов к образованию невозможно без изменения самого педагога, его мобильности, без его постоянного профессионального роста. Формы, способы реализация национально-регионального компонента так же должны шагать в ногу со временем, для эффективного приобщения подрастающего поколения к истокам культуры народов нашей республики.

За последние три года в детском саду проводились такие конкурсы как: конкурс драматизации сказок на татарском языке «Яшь артист, смотр-конкурс на лучшую детскую коллективную работу по сказкам, стихотворениям Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Абдуллы Алиша и т.д., конкурс чтецов стихотворений (детских татарских писателей), «Лучшая дидактическая игра!» (с элементами УМК по обучению детей двум государственным языкам), «Лучшая подвижная игра» (Игры народов Поволжья), «Лучшая авторская игра и игровое пособие по обучению детей татарскому языку» (в рамках районного конкурса), «Самая лучшая дидактическая игра по УМК, разработанная с использование ИКТ», фотоконкурс «Казань – мой город родной», конкурс «Лучший русскоязычный воспитатель».

В детском саду разработана, внедрена система организации и проведения конкурсов. Первым этапом с педагогами проводятся анкетирование «Ваши предложения по организации конкурса», где педагоги предлагают свои идеи по конкурсу. Далее проводится консультации для участников конкурса с демонстрацией передового опыта в данном направлении (например, игры, разработанные педагогами других детских садов и т.д.), перенимая у них лучшее, тем самым педагоги, повышая свою профессиональную компетентность в области национально-регионального образования, получают определенные идеи для реализации своих.

Конкурсы всегда проходят в два этапа: с заочным и очным туром. В первом жюри оценивает сам материал, предоставленный на конкурс, а во втором этапе педагоги презентуют их (либо рассказывая устно, либо в мероприятиях с детьми). Второй этап помогает увидеть практический уровень подготовки педагогов в реализации национально-регионального компонента.

Иногда оценивание конкурсных работ проходит через голосование, это способствует коллегиальности принятия решения. Педагоги сравнивают свои работы с другими, дают оценку как себе, так и коллегам.

Завершающим этапом в проведении конкурса является анкетирование «Положительные и отрицательные стороны участия в конкурсе» обработанные данные помогают администрации, старшему воспитателю в совершенствовании конкурсного движения в МАДОУ.

Самым ценным в проведении конкурсов – это результат. Результат – это готовый материал для ведения воспитательно-образовательного процесса (игра, альбом с фотографиями достопримечательностей города Казани и т.д.), знания, опыт, который получают педагоги в процессе участия.

Опыт свидетельствует, что конкурс помогает не только передовым, но и начинающим воспитателям выйти на более высокий уровень профессионального мастерства, ведь в конкурсах развиваются профессиональные способности педагогов.

Не маловажным аспектом в работе ДОО является взаимодействие с семьями воспитанников. Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить данное взаимодействие детского сада, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей. Таким образом, ориентация на запросы педагогов, систематичность и целенаправленность работы по повышению их профессиональной компетентности, раскрытие творческого потенциала каждого педагога и создание условий для роста профессионального мастерства педагогов через конкурсное движение, позволяет обеспечить планомерное повышение качества образования в МАДОУ по реализации национально-регионального компонента.