«Куянга кунакка»
№70
(НОД по проекту «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар»)
Фирдаус ШАКИРОВА,
педагог по обучению детей татарскому языку детского сада №240 г. Казани
Альбина ГАЛЕЕВА,
воспитатель детского сада №240 г.Казани
Ход НОД
Воспитатель. Балалар, исәнмесез!
Дети. Исәнмесез!
Воспитатель. Хәерле көн!
Дети. Хәерле көн Сезгә!
Воспитатель. Хәлләрегез ничек?
Дети. Әйбәт, рәхмәт.
Воспитатель. К нам сегодня придет еще один гость, угадайте, кто это?
Ул йөгерә, сикерә. Кишер, кәбестә ярата.
Дети. Куян.
(Стук в дверь.)
Дети. Кем анда?
Заяц. Мин – куян. Мин – матур, әйбәт куян. Ә син кем?
Ребенок. Мин – … (исемен әйтә). Миңа биш яшь. Ә сиңа ничә яшь?
Заяц. Алты … (жиде) яшь. Мин кишер, кәбестә яратам. Ә син нәрсә яратасың?
Воспитатель. Дети, Куян приглашает нас в свой кафе, хочет нас угостить. Но для того, чтобы пройти в его кафе, нам надо выполнить несколько заданий.
1-е задание. Надо составить предложения из этих знаков. (Дети берут картину с изображением людей, животных и пиктограммы, обозначающие действия, составляют предложения.)
Дидактическая игра «Бу чәчәктә кем яши, һәм ул нишли?
Воспитатель. Дети, мы справились с этим заданием. 2-е задание – закрепление 6 основных цветов.
В 6 разного цвета автобусах едут люди (семья), дикие и домашние животные, а также везут овощи, мебель, одежду, школьные принадлежности. (Воспитатель называет цвет автобуса. Дети говорят, кого или что везет этот автобус. Потом – наоборот, воспитатель называет кого или что везет автобус, дети говорят цвет автобуса.
Дидактическая игра «Нинди машинада бара?»
Воспитатель. Дети, с этим заданием мы тоже справились.
3-е задание посложнее: игра «Чепуха». Я буду читать вам предложения, а вы будете исправлять ошибки:
– Песи тәмле сөт ашый. (эчә)
– Малай караватта йөгерә. (йоклый)
– Әни матур уйный. (бии, җырлый)
– Мин урындыкта сикерәм. (утырам)
– Әти китап ашый (укый)
– Мин матур күлмәк барам. (киям)
– Мин мәктәпкә шуам. (барам)
– Аю кечкенә (зур), тычкан зур. (кечкенә)
– Куян сөт ярата. (кишер, кәбестә)
– Кыз чана укый. (шуа)
Молодцы! Слушайте следующее задание. Сейчас мы должны пройти через лес, ручейки, возможно придется убегать от диких животных и, конечно, останавливаться на отдых. Нам придется четко выполнять команды. (Назначается командир, который дает команды, и дети выполняют): йөгер, сикер, бар, битеңне ю, утыр, аша, эч, китап укы, җырла, бие, йокла, бас, бар. (Дети четко выполняют команды.)
Воспитатель. Дети, пока мы проходили через лес, испачкали одежду, давайте ее поменяем. Всем команда:
– Күлмәк пычрак. Күлмәкне сал.
– Чалбар пычрак.Чалбарны сал.
(Дети достают силуэты одежды разных цветов и предлагают друг другу.)
– Мә, чиста кызыл … (сары, зәңгәр, яшел, ак, кара) күлмәк ки.
– Мә, чиста кызыл … (сары, зәңгәр, яшел, ак, кара) чалбар ки.
Воспитатель. А вот и наш кафе.
(«Официант» встречает гостей.)
Официант. Хәерле көн. Утырыгыз. (Дети садятся за стол, перед ними лежат меню.) Менә безнең меню: аш, ботка, чәй, бәрәңге, кәбестә, кыяр, кишер, өчпочмак, чәкчәк, сөт, ипи.
(Официант подходит к каждому столику, принимает заказы.)
Диалог:
– Нәрсә кирәк?
– Өчпочмак кирәк. Мин өчпочмак яратам.
– Ничә өчпочмак?
– Ике өчпочмак.
– Мә, ике өчпочмак.
– Рәхмәт.
Воспитатель. Дети, давайте поблагодарим нашего Куян за вкусное угощение. Но наш Куян оказался очень скромным. Он не сказал нам, что у него сегодня день рождения. Давайте поздравим его.
Дети. Куян, туган көнең белән!
Воспитатель. Дети, на день рождения принято дарить подарки. Но у нас нет подарков. Давайте, мы их нарисуем и подарим. (Дети рисуют.)
– Син нишлисең?
– Мин рәсем ясыйм. Мин туп … (курчак, машина, песи, эт, аю, керпе, чынаяк, кашык, тәлинкә) ясыйм. Куян, мә, туп.
Воспитатель. Дети, а теперь вставайте в круг и споем нашему Куян песню «Ак ипи».
Куян. Рәхмәт.
Воспитатель. Дети, а мы тоже говорим ему: «Рәхмәт». Куян хочет узнать, а какие игры вам понравились?
Дидактические игры Word Документ