Развитие самостоятельности младших школьников в процессе обучения и воспитания

№69

Анастасия АЛЕХИНА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 135 г. Казани

Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. На первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.

Самостоятельность в работе должна воспитываться у учащихся именно на уроке, обучать умениям самостоятельной учебной деятельности необходимо под контролем учителя, т.к. эти умения не возникают и не развиваются сами по себе [3: 25].

Я считаю, что самостоятельная работа является важнейшим условием саморегуляции личности, развития творческого потенциала учащегося и формирование интереса к обучению.

Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. На своих занятиях стараюсь строить процесс обучения так, чтобы каждый учащийся был равноправным его участником. Однако, руководящая роль учителя должна быть скрыта от ученика. Таким образом, ученик получает право на инициативу, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

В процессе самостоятельной деятельности у учащихся могут возникнуть трудности, которые ему сложно преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь учителя, как необходимый элемент образовательной деятельности [2: 29].

Для самостоятельной работы предлагаю такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым шаблонам, а требует применение знаний в новой ситуации, это могут быть задания с несколькими вариантами ответа или задания с недостающими данными, которые требуют доказательства. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.

Для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.

Развитию самостоятельности учащихся способствует применение метода проектов, так как основные этапы проектирования – определение потребности и формулировка задачи, выработка идей и проведение исследования, выбор и проработка одной идеи, изготовление изделия – позволяют учащимся приобрести навыки самостоятельной деятельности.

Одним из видов самостоятельной работы с учебником или книгой является домашняя работа, которая организуется таким образом, чтобы приобретаемые в школе знания, умения и навыки самостоятельно продумывались и прочно запоминались, чтобы ученики вместе с тем овладевали разнообразными методами самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к учению, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся [1: 10]. Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, создавать условия для активизации, самостоятельной познавательной деятельности.

Самостоятельность учащихся, сформированная в начальной школе – залог успешного обучения в средней школе.

 

Список литературы

1. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / Новые ценности образования. ‒ М., 199. ‒ № 2. ‒ 137 с.

2. Лефтерева Т.В. Учебная самостоятельность школьников как фактор повышения эффективности и самообразовательной деятельности: Афтореферат дис. канд. пед. наук. – Сургут, 2010. ‒ 192 с.

3. Салимгареев. И. Самостоятельность – значит ответственность. ‒ Пар. образование. – 2000. – № 6. ‒ С. 99 – 103