Русский язык и литература в ФГОС ООО нового поколения

№66

Мария КОКШИНА,

учитель русского языка и литературы средней школы №68 г. Казани

Новая жизнь. Новая школа. Новое образование. Современное российское общество перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Многие сейчас начинают задаваться вопросом: а нужно ли такое образование. Конечно, такое образование в рамках современного мира, необходимо. Это объясняется тем, что в нашем информационно-развитом мире человек должен обладать большим количеством определяемых жизнью требований – это и образованность, и коммуникабельность, и креативность мышления, и ориентация в огромном количестве получаемой информации. Все это начинает закладываться уже в школе. И поэтому требования к образованию подвергаются значительным переменам.

В школах было выявлено большое количество недостатков в образовании. Изначально было недостаточное количество методов в преподавании русского языка и литературы в связи с неразвитостью работы с информацией. Также была перегруженность изучаемой программы в отводимом для изучения времени. Особенно это стало заметно в основном образовании, когда ученики готовились к вузовскому поступлению и не успевали освоить материал. Разобраться с данной ситуацией помогает ФГОС ООО.

Для того чтобы справиться с данной ситуацией, ФГОС предлагает изменение самого подхода к обучению. И им становится системно- деятельностный подход. По моему мнению, это один из лучших выходов из ситуации в образовании. Теперь меняется роль и учителя, и ученика. Учитель старается уйти от объяснения нового материала, чтобы ученики могли сами в нужной последовательности открывать для себя новые темы.

Учитель становится другом, который помогает направить на преодоление возникшей проблемы.

Отсюда меняется и цель образования. Главным становится развитие личности ученика. Самостоятельная познавательная деятельность школьника приводит к тому, что он может сам решить поставленную проблему.

Большую роль системно-деятельностный подход играет в понимании текста. Поэтому на современном этапе важно развитие читательского умения. Это происходит благодаря введению на уроке новых деятельностных работ, таких как дискуссия, видеообсуждение, работа с презентацией, интерактивной доской.

Все это начинает отражать те результаты, которые ставит ФГОС ООО для русского языка. Формируется совершенствование видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, расширение и систематизация знаний о языке, формирование навыков проведения различных видов анализа слова, обогащение активного и потенциального словарного запаса, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Особое значение отводится в ФГОС ООО и самоконтролю. Школьники начинают выступать как «эксперты своей области», и они проверяют и оценивают работы друг друга. Это также один из этапов саморазвития. На своих уроках я стараюсь обращаться к данной работа как можно чаще.

Особое значение в рамках ФГОС ООО отводится урокам-исследованиям. Такой урок актуален и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Ученики пытаются преобразовывать информацию, представленную в текстах на более наглядную (например, в таблицы, схемы, рисунки). Это приводит к лучшему пониманию текста. Также учитель может поставить пред детьми определенную проблему текста, которую они должны решить. Решение может быть также представлено в различной информации (например, использование компьютерных программ). Это также приводит к деятельностному подходу и самостоятельному пониманию результата.

Урок литературы в рамках ФГОС ООО должен и приводить к следующим результатам: осознание значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития, понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, обеспечение культурной самоидентификации, воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, развитие способности понимать литературные художественные произведения, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на понимании отличий художественного текста от научного, публицистического, делового.

Новый поход в образовании основывается на понимании представления о новом уроке. И такой урок становится современным, где создаются условия, в которых ученик чувствует себя самим собой, полноценным участником процесса.

Особое внимание сейчас отводится и концовке урока. Здесь важен этап рефлексии. Он нужен, чтобы дети вновь смогли оценить проделанную на уроке работу. Формы данного этапа могут быть разными — это и написание синквейна, и работа со смайлами, и свободное высказывание. Это тоже этап системно-деятельностного подхода.

Таким образом, реализация ФГОС ООО зависит от деятельности учителя, который перестает быть основным источником информации, а станет проводником в получении новых знаний самими учениками. Задача учителя на современном этапе не просто формирование знаний и умений, а умение обучения взаимодействию ребенка со средой, в которой он живет. Если ребенок станет обладать теми качествами, которые заложены во ФГОС ООО, то он сможет самостоятельно анализировать собственную деятельность и уметь вносить в нее изменения.