Учебно-опытный участок как база для развития эколого-биологической исследовательской деятельности и трудового воспитания школьников

№65

Асия АХТЯМОВА,

директор Детского эколого-биологического центра г.Елабуги, почетный работник общего образования РФ

Галия УСМАНОВА,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Детского эколого-биологического центра г.Елабуги

Наталья КУЗНЕЦОВА,

методист Детского эколого-биологического центра г.Елабуги

В Детском эколого-биологическом центре мы провели республиканский семинар по теме «Учебно-опытный участок как база для развития эколого-биологической исследовательской деятельности и трудового воспитания школьников».

На семинар были приглашены руководители методических объединений учителей биологии и  заведующие учебно-опытными участками общеобразовательных учреждений, детских эколого-биологических центров РТ.

На повестке дня пленарной части семинара рассмотрены следующие вопросы:

1. Основные направления работы Детского эколого-биологического центра.

2. Учебно-опытный участок как база для развития эколого-биологической исследовательской деятельности и трудового воспитания школьников.

3. Учебно-опытный участок – лаборатория под открытым небом.

4. Организация работы на учебно-опытном участке и основные направления деятельности учащихся.

5. Проектная деятельность на учебно-опытном участке и в трудовом воспитании школьников.

6. Об участии в республиканском смотре-конкурсе учебно-опытных участков образовательных учреждений.

Перед участниками семинара эмоционально и красочно выступили учащиеся экологического театра «Муравейник» с постановкой «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Участники семинара в сопровождении содержательной презентации, познакомились с деятельностью и  основными направлениями Центра: учебная, учебно-познавательная, практическая природоохранная, организационно-массовая, организация работы с образовательными учреждениями, научно-исследовательская деятельность.

На протяжении многих лет наш Центр работает под девизом «Учебно-опытный участок – лаборатория под открытым небом», где учащиеся проводят научно-исследовательские работы, наблюдения. Они применяют полученные на занятиях знания на практике. Участвуя во Всероссийской выставке «Юннат», занимают призовые места.

Директор Центра перед участниками семинара подняла вопрос о необходимости поднятия престижа отдела начальных классов на учебно-опытном участке, так как этот отдел в последнее время потерял свою значимость. Поэтому в работе с образовательными учреждениями нашего района, рассмотрели вопрос о необходимости усовершенствования имеющихся отделов начальных классов учебно-опытных участков, чтобы ученики начальных классов своими руками сеяли семена, ухаживали, наблюдали, за всходами и ростом растений, учились делать соответствующие выводы. Для решения данных задач провели среди образовательных учреждений Смотр-конкурс для начальных классов «А у нас на участке…», а также  поделились с участниками семинара опытом работы по созданию базы для развития навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся  и возможности широкого использования в данной деятельности, познакомили с итогами проведенного Смотра-конкурса «Лаборатория под открытым небом» среди общеобразовательных учреждений района.

Основным докладчиком по теме семинара выступила доцент кафедры биологии и химии Елабужского института КФУ, кандидат педагогических наук. Елена Александровна Афонина, В своем докладе она обратила внимание на значимость учебно-опытного участка в учебно-воспитательном процессе образовательной организации. Она отметила: «Учебно-опытный участок – это уникальная база для реализации практической части учебных программ, исследовательская площадка, возможность соприкосновения и общения детей с живыми объектами». Е.Афонина подчеркнула, что учебно-опытный участок осуществляет задачу всестороннего воспитания школьников. В процессе трудового воспитания важно раскрыть красоту общественного труда, педагог должен воспитывать интерес и любовь к родному краю. Большое значение в воспитании подрастающего поколения имеет эстетичность оформления учебно-опытного участка. Немаловажное значение имеет участок и в экологическом воспитании.

На учебно-опытном участке Детского эколого-биологического центра  учащиеся с ранней весны до глубокой осени под руководством педагогов  выполняют практическую часть образовательных программ, при их реализации  все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как инновационная образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Методист Н.Кузнецова обратила внимание, что школьники должны научиться решать любые экологические социальные проблемы через создание кейсов-проектов и прийти к положительному результату. Умение работать  на земле и получать результаты – это одна из социальных проблем. Она поделилась достижениями Центра и воспитанников на республиканском и Всероссийском уровне.

С опытом об организации работы на учебно-опытном участке и основных направлениях деятельности учащихся выступила учитель биологии гимназии №1 г.Елабуги Ф.Загитова. Учебно-опытный участок гимназии является одним из показательных в нашем Елабужском районе. Работа на участке систематизирована, каждый класс имеет закрепленный участок. Совместная работа учеников, учителей, родителей способствует реализации учебно-воспитательного процесса на высоком уровне. Ежегодно на педагогическом совете подводятся итоги работы на участке, который завершается праздником «День урожая». Наиболее отличившиеся поощряются. Данный опыт работы был обобщен перед руководителями общеобразовательных школ.

С опытом работы по проектной деятельности на учебно-опытном участке и в трудовом воспитании школьников поделилась учитель биологии средней школы №56 г. Наб. Челны. Ч.Гибадуллина. Учебно-опытный участок этой школы по итогам прошлого учебного года стал победителем  республиканского этапа Всероссийского смотра-конкурса учебно-опытных участков. Школа выиграла экологическую лабораторию и, как отметила Ч.Гибадуллина: «Имея такую лабораторию, мы не можем не проводить научно-исследовательские работы».

Об опыте организации проектной деятельности в учебно-воспитательной работе нашего Центра ознакомила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Г.Усманова. Педагоги дополнительного образования достаточно успешно применяют метод проектов как форму активизации учебной и воспитательной деятельности. Использование метода проектов дает возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал каждого ребенка. В процессе работы над  проектом дети активно включаются в процесс поиска информации, ее осмысления, сравнивают, анализируют материал и представляют продукт своей деятельности. При этом развивается творческая активность детей, они становятся успешными, социально адаптированными. Проектный метод помогает вести научно-исследовательскую работу, с результатами которых в дальнейшем учащиеся  делятся на научно-практических конференциях Всероссийского и республиканского уровня.

В практической части, раскрывая тему семинара «Учебно-опытный участок как база для развития эколого-биологической исследовательской деятельности и трудового воспитания школьников», гости ознакомились как идет работа на учебно-опытном участке в нашем районе. Учащиеся начальных классов гимназии №2 г.Елабуги – победители экологического конкурс, успешно  представили проект «А у нас на участке…».

С целью обмена опытом, перед участниками выступила воспитанница нашего Центра Д.Усольцева. Она представила научно-исследовательскую работу, выполненную на учебно-опытном участке детского эколого-биологического центра «Изучение свойств сортов моркови». Диана – победитель республиканских научно-исследовательских конференций, имеет большой опыт по проведению научно-исследовательских работ и их презентации.

Учащиеся Бехтеревской средней школы познакомили гостей семинара с проектомнаучно-исследовательской площадки пришкольного учебно-опытного участка «Лаборатория под открытым небом».

За «Круглым столом» участники семинара активно обсудили следующие вопросы: «Роль учебно-опытного участка в преподавании предметов естественнонаучного направления», «Требования к отделам учебно-опытного участка», «Роль учебно-опытного участка в обеспечении питания школьников в столовой», «Профориентационная работа на пришкольном участке».

Также за «Круглым столом» участники семинара обсудили вопрос о роли учебно-опытного участка в обеспечении питания школьников столовой и необходимости в  сертификации продукции, используемой для питания школьников. Сертифицированная продукция предоставит возможность школьникам питаться в столовой дешевле.

В завершении семинара были приняты следующие решения:

1. Девиз «Учебно-опытный участок «Лаборатория под открытым небом» внедрить в учебно-воспитательную систему образовательных учреждений.

2. Учебно-опытный участок использовать как базу для реализации творческой, исследовательской и трудовой деятельности школьников.

3. На учебно-опытном участке должны быть все отделы, необходимые для реализации практической части программ естественнонаучных и технологических дисциплин.

4. Выйти с предложением в МО и Н РТ об оказании помощи в  сертификации продукции, выращенной на учебно-опытном участке и используемой для питания школьников в столовой.

Участники семинара пожелали, чтобы данные решения выполнялись в нашей республике.